Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Зенон Косидовский :: Зенон Косидовский - Сказания евангелистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
сообщаемых  им фактов. Сопоставляя этот компрометирующий  промах со странным
умолчанием о соборе в подлинных посланиях Павла, мы  не можем не согласиться
с  теми  библеистами,  которые считают  рассказ  об  "Иерусалимском  соборе"
вымыслом.  Автор   "Деяний   апостолов",   рассказывая   подобные   истории,
руководствовался,  должно  быть,  пропагандистскими соображениями.  Нетрудно
заметить,  что вообще главным  его героем является  не Петр, а  Павел.  Он с
восхищением  и  энтузиазмом  описывает  его неутомимую  деятельность, полную
трудностей,  препятствий. Подчеркивая незаурядность, стойкость  Павла  и его
заслуги перед  церковью,  он  хочет вместе с тем убедить читателей, что  тот
действовал не самовольно, а с ведома и согласия родной иерусалимской общины.
Словом,   нарисованный   им   портрет  Павла,   в  сущности,   тенденциозное
изображение,  выдержанное в  духе  паулинистского  течения  в  христианстве.
Почему автор "Деяний апостолов" был заинтересован в поддержании этой версии?
Дело  в том,  что  христианизм Павла,  хотя  и  освободившийся  от  балласта
некоторых  ритуальных ветхозаветных строгостей,  не полностью  отказался  от
иудаистской  родословной. Без Ветхого завета он бы просто  повис в  воздухе,
потеряв  свою духовную и историческую базу. Ведь для  первых христиан  Иисус
был евреем,  потомком  царя  Давида, мессией,  предсказанным  ветхозаветными
пророками, которых  частенько  цитируют евангелия в доказательство того, что
мессией был именно он и никто другой.
     Подлинными  учениками  и  преемниками  Иисуса  были  апостолы и  другие
спутники его странствий, а  значит,  также старейшины иерусалимской общины и
"брат  господень"  Иаков.  И,  стало  быть,  Павел,  получив  на  соборе  их
одобрение, верно проповедовал то, чему учил Иисус. "Иерусалимский собор" был
тем  важным звеном,  которое  соединяло Павла с  иудео-христианской  фазой в
истории  церкви.  Итак, автор  "Деяний  апостолов", очевидно,  задался целью
защитить Павла как  подлинного продолжателя дела апостолов. А нуждался ли он
в   такой  защите?  Ведь  к   тому  времени,  когда  писались   "Деяния",  с
антагонистами Павла можно было и не считаться. Иерусалим превратился в груду
развалин, а  члены иерусалимской общины (с которыми в действительности,  как
показывают документы, Павел постоянно конфликтовал) частью ушли за Иордан, а
частью рассеялись по городам и селениям Римской империи. Однако, несмотря на
этот  исторический  катаклизм, постигший  евреев, влияние  иудео-христиан  и
противников Павла было  еще, очевидно,  достаточно сильным, коль скоро автор
"Деяний  апостолов"  считал  нужным противостоять ему. Антагонисты отвергали
учение Павла, не признавали его апостолом, а  чуждое иудаизму  обожествление
Иисуса клеймили как ересь. Согласно  их ветхозаветным представлениям, Иисус,
хотя и  был мессией, избранником  божьим,  пророком и чудотворцем, оставался
все   же  человеком,  лишенным   божественной  сущности.   Эти   антагонизмы
продолжались  еще  долго  после   смерти   автора  "Деяний  апостолов".  Это
доказывает, что противники Павла  не  поверили рассказу о якобы состоявшемся
"Иерусалимском соборе". Еще  в четвертом  веке,  то  есть триста лет спустя,
потомки   иудео-христиан,   так  называемые  "евиониты"  ("нищие"),  яростно
нападали на Павла, клеймя его как вероотступника, исказившего учение Иисуса.
     В  1965  году  в  этой  области  было  сделано  сенсационное  открытие.
Профессор Иерусалимского университета  Шломо Пинес заинтересовался найденным
в Стамбуле огромным (в шестьсот страниц) арабским манускриптом. Это оказался
тысячелетней давности  полемический трактат, написанный арабским теологом по
фамилии Абед  Аль-Яббар. Один из фрагментов  манускрипта  представляет собою
иудео-христианский текст, переведенный в пятом и  шестом веках с арамейского
диалекта,  некогда  распространенного в Сирии. Профессор Пинес полагает, что
авторы  текста   -  подлинные  члены  общины  назореев   в  Иерусалиме.  Они
рассказывают о том, как их секта делалась день ото дня все многочисленнее. И
вместе с тем  с горечью сообщают о раздирающих ее внутренних конфликтах. Для
нас же самое  интересное то, что  авторы  текста пишут о Павле. Подчеркивая,
что  назореи всегда оставались  верными  последователями закона  Моисеева  и
почитали Иисуса не  как бога, а как "мужа праведного"  и пророка иудейского,
они клеймят Павла как фальсификатора учения Иисуса  и ренегата,  перешедшего
на сторону римлян.

     Необыкновенные приключения Павла.

     Фабула  второй  части   "Деяний  апостолов"  отличается  необыкновенным
динамизмом и драматичностью. Вся она  буквально нашпигована  необыкновенными
происшествиями  и  чудесами.  Создается  впечатление, что  автор сознательно
использовал  жанр   приключенческого  романа,  которым   в  эпоху  эллинизма
увлекались некоторые летописцы и биографы. В соответствии с  законами  этого
жанра Павел непрерывно попадает во всевозможные переделки, следующие одна за
другой в ошеломляющем темпе. На протяжении  шестнадцати кратеньких глав,  то
есть в повествовании, соответствующем по  размеру современному  рассказу, он
шестнадцать раз подвергается величайшей опасности  и вступает с окружением в
конфликты,  которые   своим  драматизмом,  несомненно,  вызывали  у  древних
читателей ужас и вместе с  тем восхищение ловкостью  их протагониста. Первое
приключение  Павла  произошло  на  острове Кипр, куда он прибыл с Варнавой в
самом начале  своего  первого путешествия.  Там  он обратил  в  христианство
римского  проконсула  Сергия  Павла. Но  до  этого ему  пришлось  преодолеть
сопротивление  и обезвредить  волхва  по  имени  Елима,  временно  лишив его
зрения.
     В  Антиохии  Мисидийской  набожные  женщины  и   руководители  тамошней
иудейской  общины,  с  которыми Павел начал резкий религиозный спор, выгнали
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-