|
Поскольку наиболее влиятельной сектой диаспоры были фарисеи, то
"богобоязненные" переняли их веру в мессию. Именно у этой группы бывших
язычников были все данные для того, чтобы потом без труда перейти в
христианство.
Секта христиан в Антиохии состояла, главным образом, из бежавших из
Иерусалима "эллинистов", как известно, более либеральных в своих религиозных
воззрениях, чем ортодоксальные иудеи, более связанных с окружающим миром. По
отношению к приверженцам нееврейской национальности они шли на большие
уступки, чтобы не оттолкнуть их. Они освободили их не только от обряда
обрезания, но и от обязанности соблюдать иудейские запреты в области
питания. Нужно было только верить в Иисуса Христа.
И как бы по закону обратной связи сами они, хотя и ощущали себя
иудеями, все чаще нарушали их законы и запреты, причем не только
"эллинисты", но и такие преданные иудаизму иерусалимские назореи, как Петр и
Варнава. Вероятно, под влиянием Павла они садились за общий стол с
"язычниками", навлекая на себя гнев Иакова Праведного; а когда, под нажимом
его посланцев, они вернулись на позиции ригористической ортодоксии, то
заслужили горькие упреки со стороны Павла. В общем изменение конъюнктуры в
благоприятную для евреев сторону и либерализм "эллинистов" привели к тому,
что секта последователей Иисуса приобретала все больше адептов среди
народных масс Антиохии. Этих людей привлекали не только мессианские посулы
новой религии, но и надежды на выгоды, вытекающие из принадлежности к
братству и совместного пользования его материальными благами.
Этот приток иноплеменных неофитов имел серьезные последствия: они
вносили в секту элементы своих религиозных представлений, начался процесс
эллинизации христианства. Возможно, именно это и склонило Варнаву призвать
на помощь знаменитого уже тогда Павла. Сам он не чувствовал себя в силах
справиться с этим огромным притоком новообращенных.
Загадка "Иерусалимского собора".
Строившись в Антиохии, Павел с необычайным жаром и самоотверженностью
развернул миссионерскую кампанию, длившуюся, по подсчетам большинства
библеистов, около двадцати лет. Автор "Деяний апостолов" рассказывает, что
Павел совершил за это время три больших путешествия: он посетил родину
Варнавы - остров Кипр, затем города и селения, расположенные на восточном
побережье Средиземного и Эгейского морей, забрался далеко на север, в
Троаду, портовый город страны, где столицей был Иллион, то есть Троя, и,
наконец, на судне отправился в Македонию и оттуда - по суше - в Афины.
Во множестве местностей, где он побывал, он или находил уже
существующие христианские общины, или создавал новые, обращая в христианство
иудеев и язычников. Здесь прежде всего следует назвать Эфес, Филиппы,
столицу Македонии - Фессалонику, Коринф и ряд других.
По утверждениям того же автора "Деяний апостолов", Павел каждое из
своих трех путешествий заканчивал прибытием в Иерусалим. Он привозил туда
средства, собранные для бедствующих иудео-христианских братьев, но главной
целью его посещений была нормализация отношений с Иаковом и мирное
разрешение возникших между ними доктринальных споров. Во время первого
пребывания Павла в Иерусалиме будто бы состоялся так называемый
"Иерусалимский собор", на котором были установлены условия обращения Павлом
в христианство язычников. Ему разрешалось освобождать их от обряда обрезания
при условии, что они будут соблюдать четыре наставления Иакова: 1) не есть
идоложертвенного мяса; 2) воздерживаться от блуда, то есть от сношений с
блудницами из языческих храмов; 3) не есть мяса удавленных животных; 4) не
брать в рот крови животных. Церковь придает громадное значение этому собору,
ибо его результатом было официальное признание Павла апостолом и тем самым
также санкционирование его христологии. Однако многие исследователи
сомневаются в том, состоялся ли вообще такой собор. Они ссылаются прежде
всего на свидетельство самого Павла. Дело в том, что в его посланиях нет о
соборе ни малейшего намека. Мыслимо ли, чтобы Павел умолчал о событии, столь
важном для укрепления его авторитета? Не напомнил о нем антагонистам,
отказывавшим ему в праве проповедовать слово божье? Удивительно и то, что
Павел совершенно не чувствовал себя связанным, например, третьим
наставлением Иакова. Мы позднее узнаем, что этот апостол разрешал прозелитам
есть удавленину и сам ел ее вместе с ними. Невозможно поверить, чтобы
человек строжайших моральных правил так бесцеремонно нарушал принятые им
самим обязательства. Остается предположить, что он просто никаких соборных
обязательств на себя не брал. Кстати, и автор "Деяний апостолов" невольно
подтверждает наше предположение. Он рассказывает, что во время последнего
пребывания Павла в Иерусалиме, перед самым его арестом, то есть спустя много
лет после якобы состоявшегося собора, Иаков заявил ему: "А об уверовавших
язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только
хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда"
(21:25). Внимательный читатель сразу же обратит внимание, что Иаков
разговаривает тут с Павлом, как с человеком, который впервые слышит об этом
постановлении. Ведь нелепо было бы сообщать о нем человеку, который уже
давно знаком с этими запретами и обязался соблюдать их в своей миссионерской
деятельности... Автор "Деяний апостолов" явно забыл все написанное им
недавно о "Иерусалимском соборе" и запутался в дебрях непоследовательности.
И мы, естественно, начинаем сомневаться в исторической достоверности
|
|