Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Зенон Косидовский :: Зенон Косидовский - Сказания евангелистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
между ним и  такими ведущими представителями нового учения, как Петр,  Иаков
Праведный, Варнава и Иоанн  Марк.  Вряд ли  бы  они  так сурово  критиковали
доктринальные  отклонения Павла  и  назначили  ему  покаяние в Иерусалимском
храме,  если  б они всерьез  относились к его утверждениям, что он избранник
самого  Иисуса.  Действительно,  Павел  мог  в  глазах  своих  современников
выглядеть  самозванцем.  Он,  в  сущности,  создавал  новую  религию,  новую
теологию вдали от сферы влияния иерусалимской секты назореев,  в  совершенно
иной  социальной,  этнической  и  культурной  среде.   В  этой   религиозной
концепции,  как уже  говорилось, Иисус  имеет мало  общего  со странствующим
учителем  из далекой  Галилеи  или с  еврейским  мессией, как его изображали
назореи.  Что касается  привода Павла в Антиохию, то некоторые исследователи
(в  частности, знаменитый американский  библеист Поуэл Дэвис в книге "Первый
христианин") связывают  этот вопрос  с крупными  политическими  событиями  в
Римской империи того времени.
     Положение  на Ближнем  Востоке было очень тяжелым, была засуха, начался
голод.
     Как  всегда в подобных случаях, чернь искала виновника своих невзгод, и
в Александрии вспыхнул кровавый еврейский погром.
     В довершение всех бед император Калигула приказал поставить свою статую
в Иерусалимском храме. Публий Петроний, римский легат в Сирии, в  подчинении
которого находился Иерусалим, пришел в ужас.  Он  знал, что  евреи неминуемо
ответят на  это мятежом и начнется жестокое кровопролитие. Рискуя жизнью, он
задержал выполнение приказа и отправил императору  письмо, в котором  умолял
его  отменить свое  решение. Калигула в ответ приказал  ему за  непослушание
покончить жизнь самоубийством.
     Но  тут внезапно все начинает  меняться к  лучшему. В  то самое  время,
когда Петроний набрался  мужества и  отправил петицию к  помешанному тирану,
кончилась продолжительная засуха,  пошли  дожди.  Калигула погибает  от меча
сотника  преторианцев,  и  по  счастливой  случайности весть  о  его  смерти
приходит  в  Антиохию  раньше, чем императорский приговор:  Петроний спасен.
Императорский  престол переходит  к  Клавдию,  который  был  известен  своим
расположением к евреям.
     И наконец,  основная сенсация: новый  император назначает своего друга,
Ирода Агриппу, царем Иудеи.

     Антиохия - вторая столица христианства.

     Когда  Павел  прибыл  в  Антиохию, город насчитывал уже  четыреста лет.
Основанный одним из  полководцев  Александра Македонского на сирийской  реке
Оронте,  он  стал,  как мы  уже говорили, одним  из главных  городов Римской
империи, центром эллинизма  в этой части света, а также столицей Сирии,  что
сказывалось  на этническом  составе населения. Здесь  было больше  восточных
людей, чем греков и римлян. Город  отличался  своей высокой культурой, здесь
существовали широко известные школы философии, логики, риторики. Преподавали
в них знаменитые софисты, слушать  которых  приходили даже  сыновья  римских
патрициев. Огромной популярностью пользовались в Антиохии весенние культовые
торжества в честь  юного  бога Адониса, возлюбленного богини  Аштарт. Обряды
длились восемь дней.
     Красавец бог в конце лета умирал от избытка любви и воскресал весной. В
течение первых четырех  дней жители Антиохии,  плача и рыдая,  собирались  у
символической  могилы Адониса, а в следующие четыре  дня в радостном шествии
носили по улицам города его изображение в виде статуэтки.
     И  в  другие  времена   года  сновали  по  улицам  бесконечные  шествия
приверженцев различных культов. Оскопленные жрецы "Великой матери" плясали в
экстазе, раня себя кинжалами и обрызгивая  кровью уличных зевак. Жрицы храма
плодовитости проституцией зарабатывали на  его содержание... Представив себе
все  это,  мы можем взглянуть  на  христианскую  общину в Антиохии с  верной
исторической перспективы.  Нельзя забывать, что в этой полумиллионной, яркой
и  шумной  человеческой  массе евреи составляли, в сущности, очень небольшой
обособленный  круг,  внутри  которого  находилась  еще  более  незаметная  и
малочисленная группа последователей Иисуса. И когда мы слышим,  что Антиохия
стала  в  ту  пору второй  после Иерусалима  столицей  христианства,  то это
определение надо воспринимать осторожно, учитывая пропорции. Конечно, жители
Антиохии  знали  евреев, но  вряд  ли слышали о какой-то организованной  ими
новой  секте последователей Иисуса.  Это  были  внутренние  дела  еврейского
квартала, не доходившие до сознания основной массы населения.
     Но вот  обстановка, как мы уже сказали, внезапно изменилась. Для евреев
наступила  пора  необычайного   благополучия.  Это   произвело,  разумеется,
огромное впечатление на многих оппортунистов из числа жителей города, всегда
готовых   подчиняться  колебаниям  в  настроении  властей.  Среди  них  было
множество  рабов и  бедняков,  стремившихся  просто  найти пристанище внутри
еврейского монолитного, привилегированного содружества и, быть может,  снова
обрести   там   чувство   безопасности,   которое   дает   принадлежность  к
какому-нибудь  организованному  братству.  К тому же при синагогах еврейской
диаспоры   существовала   уже   давно   многочисленная   группа   язычников,
отказавшихся  от своих  племенных верований и перешедших к  монотеизму.  Они
именовались  "теми,  кто  боялся  бога"  и  принимали  участие  в  иудейских
молениях,  хотя им  разрешалось  стоять  только  у  порога храма, не  заходя
внутрь.  "Богобоязненные"  не   хотели  подчиняться  ритуальным  требованиям
иудаизма, хотя их привлекали его моральный кодекс и вера в единого бога.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-