|
предубеждений по отношению к людям, которые, сохраняя верность иудаизму,
верили в божественную миссию Иисуса. Он никогда не только не поднимал на них
руку, но они были ему, в сущности, ближе, чем это могло показаться. Ведь он
был фарисей, а фарисеи, в отличие от саддукеев, тоже верили в бессмертие
души, в воскресение и приход предсказанного пророками мессии. От веры в
мессию до убеждения, что Иисус и есть мессия, был всего один шаг. И Савл во
время своего путешествия в Дамаск этот шаг сделал. Все, что мы узнаем из
посланий самого Павла и из "Деяний апостолов", доказывает, что это был не
случайный выбор, а необходимость, вытекающая из его внутренних склонностей и
феноменальной цепкости ума. В соответствии с составленной библеистами
хронологической таблицей, все описанные выше события приходятся примерно на
35-36 годы, то есть они произошли за тридцать пять лет до разрушения
Иерусалима и, что самое удивительное, вскоре после смерти Иисуса. Значит,
его учение очень рано начало отрываться от своего иудаистского ствола. Это
произошло, как мы знаем, стараниями "эллинистов", то есть евреев, говоривших
на греческом языке, которые вынуждены были покинуть Иерусалим. Поселившись в
эллинских метрополиях Средиземноморья, они становились пионерами
христианства, подчиняясь одновременно преображающему влиянию новой среды.
Христианские общины, выраставшие, как грибы, по всему Средиземноморскому
побережью, приобретали все новых адептов, но в представлении этих неофитов
Иерусалим был уже каким-то экзотическим городком где-то на краю света. Они
по сути дела не имели понятия о том, кем был Иисус в действительности,
какова была его судьба. То, что им рассказывали, касалось главным образом
его божественной миссии, мученической смерти и воскресения. Они любили его
за то, что ради их спасения он принял такую же смерть, какой карали их,
плебеев Римской империи, голытьбу, лишенную каких-либо человеческих прав. И
разумеется, при этой любви, преклонении и обожании им хотелось знать, каким
он был человеком, что говорил, как выглядел, как вел себя в повседневной
жизни. Они жадно ловили и распространяли любые сведения о нем.
Но вести из иудейской провинции доходили скудные, искаженные и сильно
поблекшие от расстояния. Что касается очевидцев событий, появлявшихся иногда
в эллинских метрополиях, то шансы встретиться с ними были поистине ничтожны.
Ведь их было очень немного, а количество христиан исчислялось уже тысячами и
тысячами. Кроме того, эти истинные или мнимые спутники Учителя рассказывали
о нем лишь то, что он творил чудеса, погиб на кресте и воскрес. Его земная
биография их не интересовала. Типичным примером является тут св. Павел. Из
его посланий, то есть из самых древних документов христианства, тогдашний
читатель узнавал об Иисусе лишь то, что он был распят и потом воскрес. Автор
не называет даже имен его родителей, Иосифа и Марии. Для людей, привыкших
мыслить конкретными, осязательными образами, такой вакуум был невыносим. И
народная фантазия заполняла его, создавая легенды и притчи, полные обаяния и
глубокого смысла.
Таким образом, постепенно создавалась агиографическая биография
божественного учителя, основанная на смешении фактов с вымыслом. Пищу для
этого фольклорного творчества верующие черпали не только из собственных
чаяний и надежд, но и из древних мессианских традиций иудаизма и из
греческих религиозных мистерий.
Таким образом, чуть ли не сразу же после смерти Иисуса началось то
синкретическое слияние еврейских и греческих элементов, из которого возникла
в конечном итоге новая религия. В ее основе лежала христология,
сформулированная св. Павлом, и мифологический образ Иисуса Христа, созданный
авторами евангелий, образ, мало похожий на еврейского пророка из Галилеи.
Как св. Павел стал апостолом.
Как мы уже говорили, вторая, несколько более обширная часть "Деяний
апостолов" почти целиком посвящена деятельности и жизненным перипетиям
главного идеолога этих эпохальных сдвигов - св. Павла. Она начинается с 13-й
главы, но уже раньше мы видим как бы интродукцию к ней - рассказ о внезапном
переходе грозного агента синедриона на сторону назореев. Павел не прервал
своего путешествия в Дамаск, но, как гласит сказание, пробыл там недолго.
Тамошние ортодоксальные иудеи, мстя ему за отступничество, так настойчиво
покушались на его жизнь, что ему пришлось спасаться бегством. У городских
ворот устроили на него засаду, но преданные ученики из числа вновь
обращенных спустили его под покровом ночи с городской стены в привязанной к
канату корзине. Автор "Деяний апостолов" рассказывает, что беглец направился
в Иерусалим и попал, как говорится, из огня да в полымя. Ибо там решили, в
свою очередь, расквитаться с ним "эллинисты".
Спасаясь от них, Павел очутился наконец в своем родном городе Тарсе.
Имеющиеся источники не сообщают, сколько он там пробыл, но по некоторым
косвенным указаниям, содержащимся в посланиях Павла, можно заключить, что
срок этот исчислялся годами. Что же он делал там так долго? Точно это не
известно, но то, что произошло потом, позволяет строить кое-какие
предположения и, более того, делать логические выводы. Именно в тот период,
когда Павел исчезает с исторической арены, все более важную роль в развитии
христианства начинает играть столица Сирии - Антиохия. Это был тогда третий
по величине город Римской империи с населением почти в полмиллиона,
именуемый благодаря своим великолепным сооружениям, площадям и садам
"Царицей Востока". Там господствовала, разумеется, эллинская культура, а все
население, несмотря на свою этническую пестроту, говорило на греческом
|
|