|
Борьба за идею христианства.
Во всех средиземноморских городах, которые св. Павел посетил во время
своих трех миссионерских путешествий, он встречал яростную, угрожающую его
жизни оппозицию со стороны ортодоксальных иудеев. В их нападках чувствуется
система, и поэтому некоторые библеисты предполагают, что все эти инциденты
организовали агенты, присланные из Иерусалима Иаковом - "братом господним" -
или кем-то из его приближенных.
Об одном из самых интересных эпизодов этой многолетней борьбы за идею
христианства мы узнаем из послания к галатам. Павел ратовал за универсальный
характер новой религии. Он хотел облегчить язычникам принятие ее, ликвидируя
необходимость подчиняться бесконечным ритуальным правилам иудаизма, и прежде
всего обряду обрезания. Иаков, Петр и другие назореи считали себя
правоверными иудеями, и им трудно было смириться с мыслью, что к их братству
могут примкнуть люди, чуждые иудаизму, не подчиняющиеся его законам. Павел
же, сознавая, как важен этот вопрос для дальнейшего развития христианства,
предпочел вступить в конфликт с еврейскими собратьями, но не отказался от
своей концепции. Он никак не ожидал, что именно некоторые новообращенные
язычники нанесут ему в этой борьбе, образно выражаясь, удар в спину. Меж тем
община галатов, вероятно, под влиянием иудео-христианских агитаторов перешла
в иудейство и ввела у себя обрезание. Павел был потрясен и, очевидно, никак
не мог взять в толк, почему племя галатов, или галлов, не имевшее ничего
общего с иудейством, внезапно побороло в себе отвращение к кровавому обряду.
Однако современные исследователи, во всеоружии достижений исторической
науки, сумели объяснить причины этого явления.
Галлы, народ кельтского происхождения, покинули родную Галлию и
направились на поиски нового жизненного пространства. В 390 году до нашей
эры они завоевали Рим, затем ушли в Малую Азию, создали в Анатолии свое
государство и с течением времени полностью эллинизировались. В Анатолии же с
незапамятных времен существовал культ фригийской богини Кибелы и ее юного
возлюбленного Аттиса, который в припадке безумия оскопил себя. Весной, в
праздник божественных возлюбленных, разыгрывались драмы-мистерии,
содержанием которых были оскопление Аттиса, его смерть и воскресение.
Устраивались праздничные шествия и прежде всего оргиастические пляски, во
время которых доведенные до экстаза анатолийцы калечили себя в честь бога
Аттиса. Миф об умершем от оскопления и воскресшем боге символизировал,
разумеется, ритм замирающей и возрождающейся природы.
Культ был связан с земледелием, являвшимся основным занятием местного
населения. Галаты, тоже занимавшиеся главным образом земледелием и
проживавшие в Анатолии уже более трехсот лет, не могли не приобщиться к
этому культу.
Поэтому обрезание не было для них чем-то ужасным и отталкивающим.
Некоторый нажим со стороны единоверцев, верных иудаизму, привел к
отождествлению древнееврейского ритуального обряда с укоренившимся в народе
анатолийским культом. Прошло более двадцати лет с тех пор, как Павел
отправился в Дамаск в качестве агента синедриона. И вот, закончив свое
третье миссионерское путешествие, он вернулся в Иерусалим. За это
двадцатилетие в иерусалимской общине назореев ничего не изменилось.
Руководимая "братом господним", Иаковом, она оставалась по-прежнему одной из
многочисленных сект иудаизма. Неудивительно поэтому, что, когда Павел явился
к Иакову и старейшинам общины, на него сразу же накинулись с упреками.
"Видишь, брат, - читаем мы в "Деяниях апостолов", - сколько тысяч
уверовавших иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они,
что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея,
говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям" (21:
20, 21). Павел подчинился требованиям старейшин и семь дней очищался в храме
от греха, совершая жертвоприношения. А когда, несмотря на это, разъяренная
толпа хотела учинить над ним расправу, он клялся, что никогда не переставал
быть одним из них: иудеянином.
Вернемся, однако, назад на целое двадцатилетие и вспомним дело Стефана
и его товарищей. Удивительно, что Савл, начиная травлю "эллинистов", словно
бы ничего не слышал об апостолах. Трудно поверить, чтобы в таком маленьком
городе, как Иерусалим того времени, он мог не знать об их существовании. Но
сегодня мы уже понимаем, в чем дело. Если даже двадцать лет спустя
иерусалимская община ни на шаг не отошла от иудаизма, то на заре ее
существования, несомненно, было точно так же. В этой обстановке Савл просто
не видел никакой разницы между назореями и всей массой верующих евреев,
разбитых на различные секты и религиозные группировки. Также и мессианизм
назореев не смущал его, идею мессианства проповедовали и другие иудейские
секты, как, например, ессеи. Вера в мессию не считалась у иудеев
преступлением, поскольку пророки с незапамятных времен предсказывали его
приход. Членам новой секты не ставили в вину того, что они почитали Иисуса,
как мессию, при условии, что они в остальном придерживались законов Торы.
Иаков же и его собратья ежедневно совершали моления в храме, вызывая
всеобщее уважение своим благочестием, чистотой нравов и четким соблюдением
правил моисеевой религии. Основания для беспокойства давала только та часть
приверженцев Иисуса, которых автор "Деяний апостолов" называет
"эллинистами". Прибыв из разных городов эллинского мира, они шокировали
провинциальных жителей Иерусалима свободой нравов и критическими
|
|