|
наблюдений, помогающих лучше понять пути развития раннего христианства.
Итак, мы прежде всего узнаем, что за спором о разделе благ земных, явившимся
непосредственной причиной бунта "эллинистов", скрывались антагонизмы более
глубокие и чреватые более серьезными последствиями, чем это могло поначалу
казаться! Разница в мышлении, нравах, мироощущении и прежде всего в
отношении к иудаизму была между "эллинистами" и иерусалимскими назореями
настолько велика, что ее не могла сгладить даже общая вера в мессию.
"Эллинисты", воспитанные в греческой среде, привыкшие к демократическим
свободам крупных метрополий Средиземноморья, отличались, как правило,
либерализмом и широтой взглядов. И конечно же их смешила и коробила
провинциальная узость иерусалимских единоверцев, считавших себя правоверными
иудеями и строго соблюдавших все законы иудаизма. Нетрудно представить себе
смятение иерусалимских назореев, когда в их среде начали верховодить
"эллинисты", в особенности же Стефан, молодой, темпераментный агитатор,
пламенный оратор, чьи дерзкие высказывания грозили навлечь на секту крупные
неприятности. И действительно, их опасения вскоре оправдались. Стефан был
арестован и предстал перед судом синедриона. Его обвинили в том, что в своих
выступлениях он кощунствовал, предсказывая разрушения храма и заявляя, что
слово Иисуса выше Моисеевых заповедей.
Стефан, вместо того чтобы защищаться, встал в позу обвинителя. В
пламенной речи, ссылаясь на Ветхий завет, он упрекнул евреев в том, что еще
со времени патриархов они постоянно противились божьей воле, а не так давно
распяли Иисуса: "Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы
всегда противитесь духу святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков
не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие праведника,
которого предателями и убийцами сделались ныне вы..." (7: 51, 52). Эта
дерзкая речь вызвала, разумеется, неописуемое волнение. Разъяренная толпа,
подстрекаемая фарисеем по имени Савл, выволокла Стефана за город и побила
камнями. В сказании о страстях св. Стефана есть кое-какие недомолвки,
наводящие на размышления. С одной стороны, из текста следует, что толпа
поволокла Стефана на расправу прежде, чем закончился суд, и, таким образом,
синедрион не успел формально приговорить его к побиванию камнями, которым у
евреев обычно карали за кощунство. Но при этом тут же рядом сказано, что
"свидетели...
положили свои одежды у ног юноши, именем Савла" (7: 58). Эта краткая
фраза показывает, что речь идет здесь все же не о самосуде, а о приведении в
исполнение законного приговора. В еврейском судопроизводстве существовал
обычай, по которому исполнители смертного приговора, готовясь к побиванию
камнями, складывали свои одежды к ногам обвинителя.
Страсти св. Стефана положили начало общей волне преследований, а Савл
превзошел всех остальных своей жестокостью и фанатизмом. Автор "Деяний
апостолов" рассказывает с возмущением, что он "терзал церковь, входя в домы
и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу" (8: 3). А чуть дальше
изображает его человеком, который "дышал угрозами и убийством" (9: 1).
Преследуемых охватила паника. Кто мог, бежал из Иерусалима и искал прибежища
в других странах. Таким образом, еще до миссионерских странствий св. Павла
возникли новые очаги христианства в Иудее, Галилее, Самарии, Финикии и на
Кипре, в особенности же в Антиохии, блестящей метрополии эллинизма. Вскоре
христиане стали обретать единоверцев среди других греко-язычных народов.
Один из комиссии семи, Филипп, обратил в Самарии в свою веру сановника
царицы эфиопской, а Петр крестил римского сотника Корнелия с семьей и даже
принял участие в их трапезе вопреки запретам иудейской религии. В рассказе о
преследованиях говорится: "Все, кроме апостолов, рассеялись по разным
местам..." (8:1). Загадочная лаконичность этой фразы интригует и толкает на
размышления и догадки. Почему апостолы, невзирая на кровавый террор,
остались в Иерусалиме? Впрочем, если внимательно следить за текстом "Деяний
апостолов", то можно обнаружить ряд указаний на то, что положение апостолов
отнюдь не было таким тяжелым, как поначалу может показаться. Мы с удивлением
обнаруживаем, что руководители преследуемых назореев не только не прятались,
но вели себя так, словно им ничего не угрожало. Странность этого положения
усугубляется еще тем, что и члены их общины, их подопечные нисколько не
пострадали от преследователей.
Апостолы не чувствовали необходимости ограничивать и скрывать свою
миссионерскую деятельность. Они продолжали выступать публично в городе и во
дворе храма, не встречая никаких препятствий со стороны жителей Иерусалима.
Поражает также факт, что апостолы по своей собственной воле покидают
Иерусалим и свободно возвращаются в него, беспрепятственно поддерживая
тесную связь с новыми христианскими центрами в других городах и странах.
Так, например, Петр и Иоанн поспешили в Самарию, чтобы помочь Филиппу
обращать в христианство язычников. Затем Петр отправился в Лидду, Иоппию и
Кесарию, где он исцелял больных, воскресил умершую девочку Тавифу и добился
такой удачи, как обращение в христианство римского сотника Корнелия. О том,
что община назореев продолжала существовать и действовать также и как
организационная единица, мы узнаем хотя и косвенно, но достоверно. Ведь она
не могла не существовать, если посылала своих эмиссаров в другие
христианские центры, как, например, Варнаву, и "пророков" в Антиохию с
просьбой спасти иерусалимских братьев от угрожающего им голода.
Значит, последователи галилейского мессии жили в Иерусалиме в атмосфере
мира и терпимости. Это продолжалось до тех пор, пока они не решили за
несколько лет до осады города (около 64 года) перекочевать за Иордан.
|
|