Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Зенон Косидовский :: Зенон Косидовский - Сказания евангелистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
показал  нам изнанку  всей  истории,  навел  на  след  ее  первоисточника  и
дальнейших   эволюционных   преобразований,  в  общем  -  на  ее   подлинную
родословную. Тут ведь само собою напрашивается предположение, что отрывок  с
шутниками  не  что иное,  как  реликт,  некритично  перенесенный  из  первой
редакции  в более поздние,  расширенные и дополненные варианты. Иначе трудно
объяснить  отсутствие   логической   связи  между  отдельными   компонентами
повествования.
     С течением времени эти компоненты накладывались друг на друга, как слои
в  археологических  раскопках.  В основе всей  истории  лежит  скорее  всего
психологическое явление, именуемое глоссолалией. Суть его состоит в том, что
люди  под влиянием  религиозной  экзальтации  впадают  в  транс  и  начинают
издавать нечленораздельные звуки,  так  что создается впечатление, будто они
говорят на каких-то экзотических языках.
     Глоссолалия - явление мистической  галлюцинации - не  была  в древности
редкостью,  случалась  она и  у последователей  Иисуса.  Нам это известно из
Первого  послания к коринфянам, где, в частности, говорится: "Так если и  вы
языком произносите невразумительные слова, то как  узнают, что вы  говорите?
Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных  слов в мире, и ни
одного из  них нет без значения" (14:9,10). А чуть дальше: "Но в церкви хочу
лучше пять  слов  сказать умом моим,  чтобы  и других наставить, нежели тьму
слов на незнакомом языке" (14:19).
     Из этих  отрывков  явственно  следует,  что  Павел  считал  глоссолалию
достойной порицания  и сознавал,  что в таком состоянии люди  бредили,  а не
говорили на  иностранных языках. Первое  Послание  к  коринфянам -  один  из
древнейших текстов  Нового  завета, и если  предположить, что  Павел  не был
одинок в своей разумной оценке этого явления, то можно считать  несомненным,
что первоначально большинство приверженцев Христа не  одобряло  глоссолалию.
Отголоском  этого  и является реликтовый эпизод  с  насмешниками в  рассказе
Луки, вносящий  в торжественную  сцену сошествия  святого  духа на апостолов
ноту иронического сомнения.
     В  "Деяниях  апостолов"  есть места, позволяющие сделать  вывод, что со
временем  эта отрицательная  позиция  -  очевидно, под влиянием эллинистских
мистерий, а  также, как мы  позже убедимся, традиций  иудаизма  - претерпела
коренные  изменения.  Христиане   все  больше  приходили  к  убеждению,  что
религиозная  экзальтация  присуща  тем,  на  кого  снизошел  святой  дух,  и
издаваемые ими при этом звуки не бессвязное бормотание, а незнакомая речь.
     В  явном противоречии  с установкой Павла Лука рассказывает, как в доме
римского  сотника  Корнелия такая благодать снизошла на  вновь обращенных  в
христианскую  веру язычников: "И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром,
изумились,  что  дар  святого  духа излился и  на язычников, ибо слышали  их
говорящих языками и величающих бога"(10:45, 46).
     Разница  очевидна: в Послании Павла  - упреки и  призыв опомниться, а в
"Деяниях апостолов" - некритическая вера в божественность этого явления.
     Истоки этой легенды  надо искать  не только в  фольклоре. Вдохновляющим
образцом  здесь,  несомненно,  служила  живая  еще  в  ту  пору  иудаистская
традиция,  согласно которой Моисей объявил на  горе  Синай  свои  законы  на
семидесяти языках, чтобы  они дошли до всех народов мира. Впрочем, сам автор
"Деяний апостолов" наводит нас на  след заимствования из иудаизма,  когда он
устами  Петра цитирует следующий отрывок  из пророчества Иоиля: "...Излию от
духа моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
старцам  будут сниться сны,  и  юноши ваши будут видеть видения.  И также на
рабов и на рабынь в те дни излию от духа моего. И  покажу знамения на небе и
на  земле:  кровь и огонь и столпы дыма" (Иоиль,  2:28-30).  Как  же  сложна
родословная  этого,  в  сущности,  простодушного сказания!  Ведь  если б  не
упоминание  о  насмешниках,  можно  бы  и  не  догадаться  о  его  временных
напластованиях.  Но  наличие   этого  упоминания,   диссонирующего  со  всей
атмосферой  благоговения  и  апологии,  можно  объяснить  лишь  тем,  что  с
первоначальным  вариантом,  восходящим  к  эпохе,  когда  под влиянием Павла
преобладало критическое отношение ко всякой  мистике,  слились  воедино  два
хронологически последовательных сюжетных  мотива: случай в доме  Корнелия  и
окружение  божественным  ореолом двенадцати апостолов. И все же нам не  дает
покоя  вопрос,  как мог  Лука,  человек,  как-никак  владеющий  писательским
ремеслом, оставить  в тексте этот компрометирующий и, по сути дела, ненужный
отрывок  о  насмешливых  скептиках,  несмотря  на  то,  что  он  столь  явно
противоречил всему благоговейному настрою сказания об апостолах. Тут уместно
напомнить,  что  в  "Деяниях  апостолов"  есть  ряд  мест,  указывающих   на
компиляторский  характер этого  сочинения.  Это наводит нас  на  мысль, что,
пожалуй, не стоит возлагать на Луку  (или на автора, скрывающегося  под этим
именем) ответственности за окончательную редакцию сказания. Возможно, данный
отрывок  попал  в  текст  позднее  по  воле  какого-нибудь  невзыскательного
компилятора, перенесшего его в "Деяния" из устной фольклорной традиции.
     Современный  человек,  привыкший  мыслить рационалистически,  не может,
разумеется,   принимать  всерьез   весь  этот  наивный,  созданный  народной
фантазией  театральный   эффект  с  внезапным  шумом,  огненными  языками  и
неучеными  рыбаками  с  Генисаретского  озера,  внезапно  превратившимися  в
полиглотов.  Ему ближе позиция тех библеистов, которые рассматривают апофеоз
апостолов всего лишь  как аллегорическую притчу,  способствующую  пропаганде
доктрины о ведущей роли в церкви прямых учеников Иисуса.
     Сочинителями этих  легенд были, по всей вероятности, проповедники новой
религии,  которые,  как  св.  Павел,  странствовали  от  общины к  общине  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-