|
проще, хотя и здесь не обошлось без трудностей. В тексте сочинения нет ни
одного намека на разрушение Иерусалима, и некоторые библеисты нашли это
обстоятельство достаточным для того, чтобы заключить, что "Деяния апостолов"
были написаны до 70 года. Однако они при этом упустили из виду, что "Деяния
апостолов" - вторая часть Евангелия от Луки, что это, в сущности, одно
сочинение, принадлежащее перу одного автора. Между тем в тексте евангелия,
как мы уже знаем, имеются упоминания о разрушении Иерусалима и даже о
репрессиях, каким подвергал последователей Христа император Домициан,
царствовавший в 81-96 годах. А поскольку "Деяния апостолов" были написаны
позже или, по крайней мере, в одно время с евангелием, то их следует отнести
примерно к 90 году.
Вопрос датировки намного важнее, чем это могло бы показаться на первый
взгляд.
Очень часто о степени достоверности исторических сочинений или мемуаров
приходится судить по тому, когда они созданы: спустя несколько лет или
несколько десятилетий после описываемых событий. Особенно тогда, когда они
базируются не на надежных источниках, а - как "Деяния апостолов" - на устных
рассказах и обманчивой человеческой памяти. Читая "Деяния апостолов", мы
сразу замечаем, что уже на заре своего существования христианство
обнаруживает тенденцию к раздвоению. Это рассказ о том, как новое
религиозное движение, возникнув первоначально внутри иудаизма, постепенно,
среди драматических конфликтов, освобождается от так называемого "ига Торы",
то есть, например, от ритуальных обрядов, таких, как обрезание, мешающих
приобщению греков и римлян к новой вере. Эта эволюция от иудео-христианского
изоляционизма в Иерусалиме к универсализму св. Павла, от Палестинского
периода к мировой карьере новой христологии в таких крупных городах
Средиземноморья, как Антиохия, Эфес, Коринф, Афины и Рим, находит выражение
не только в содержании, но и в структуре сочинения. Оно делится на две почти
равные части. Первая включает двенадцать глав, повествующих о событиях в
Иудее, Самарии и Сирии, а остальные шестнадцать глав посвящены описанию трех
миссионерских путешествий св. Павла по римско-эллинскому миру, закончившихся
его вынужденным пребыванием в Риме.
Огненные языки.
Автор "Деяний апостолов" в ярком, красочном повествовании ведет нас от
эпизода к эпизоду, с величайшей непринужденностью стирая грани между
материальным и сверхъестественным мирами. Подлинные исторические события
перемежаются всевозможными чудесами, ангелы в человеческом облике появляются
в тот самый момент, когда требуется их вмешательство и помощь. Все
начинается с торжественной сцены вознесения. Прежде всего, к своему
изумлению, мы узнаем подробность, о которой почему-то умалчивают все
евангелисты, а именно, что Иисус, воскреснув из мертвых, пребывал на земле
со своими учениками еще сорок дней. И вот теперь, попрощавшись с ними, он у
них на глазах вознесся и исчез в облаках. Расстроенным апостолам являются
два ангела и передают ободряющее обещание, что Иисус вернется на землю.
Дальше мы встречаемся с Петром. Ему мы обязаны сведениями о дальнейшей
судьбе Иуды. Оказывается, за добытые подлостью сребреники он купил кусок
пашни, но вскоре его постигла заслуженная кара. Он вдруг рухнул наземь и
раскололся надвое, так что у него вытекли внутренности.
Рассказав о жалкой кончине негодяя, Петр распорядился о выборе нового
человека на опустевшее место в их кругу. Из двух кандидатов путем
голосования был избран Матфей, и, таким образом, число апостолов не
изменилось, их было снова двенадцать. Наступил день Пятидесятницы, и ученики
Иисуса собрались по этому случаю в одном из домов Иерусалима. Вдруг комната,
в которой они находились, наполнилась таким шумом, будто поднялся ураган. В
этот момент в них вселился святой дух, чему доказательством было то, что над
их головами появились огненные языки, а сами они вдруг заговорили на
незнакомых языках.
В Иерусалим прибывало беспрестанно множество еврейских паломников,
проживающих на чужбине. Несмотря на привязанность к религии предков, они в
большинстве своем разговаривали на языках стран, в которых родились, где
жили уже их отцы и деды. Необъяснимый шум, идущий с неба, привел многих из
них к дому, где находились апостолы. Каково было их изумление, когда эти
"некнижные и простые" (4:13) рыбаки из далекой провинции внезапно стали
полиглотами и заговорили с ними на языках их стран! Однако, дочитав этот
рассказ, мы видим, что не все присутствующие были повергнуты в изумление,
нашлись и такие, которым поведение галилейских рыбаков показалось просто
нелепым и которые, как жалуется автор, "насмехаясь, говорили: они напились
сладкого вина" (2:13). Итак, одно из двух: либо апостолы действительно
заговорили на незнакомых языках, вызывая всеобщее изумление, либо под
насмешливые реплики части наблюдающих несли всякую околесицу, как люди,
выпившие лишнего. Даже если попытаться решить дилемму аргументом, что
шутники не знали языков, на которых говорили апостолы, и поэтому ошибочно
приняли их речь за бессвязный лепет, то все еще нет ответа на вопрос: как
могло случиться, что такие невероятные явления, как внезапный шум с неба и
огненные языки над головами двенадцати мужей, не ошарашили скептиков и не
отбили у них охоту насмехаться? Непонятно, как мог автор "Деяний апостолов"
не заметить этой вопиющей непоследовательности. Но, во всяком случае, мы
должны быть ему благодарны за небрежность, ибо таким образом он как бы
|
|