Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Зенон Косидовский :: Зенон Косидовский - Сказания евангелистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
в самых общих чертах познакомить читателя с существом проблемы и рассказать,
в  чем  историческая ценность  посланий. Что же представляют собой подлинные
послания  Павла?  Вкратце  можно  сказать,  что   автор  поднимает  там  ряд
доктринальных  и нравственных проблем,  волновавших в  ту пору  христианские
общины.  Но главной целью автора  посланий является проповедь  теологической
идеи, которую,  хотя она и  начала уже  тогда зарождаться  среди  христиан в
результате синкретического  воздействия  различных эллинистических  течений,
лишь Павел последовательно разработал и изложил. Главное в его учении - вера
в то, что Иисус Христос является богом, который ради искупления первородного
греха человечества позволил себя распять, воскрес, вознесся на  небеса и  со
дня  на  день  вернется,  чтобы установить  царство  божье на земле. В  этой
концепции   Иисус,  как  конкретная   историческая   личность,  естественно,
отодвигался на задний план. Павел, поглощенный своей идеей, не интересовался
земной  стороной  жизни Иисуса.  В  своих посланиях он называет  его  всегда
"Христос", что значит мессия, или сын божий, спаситель и сын человеческий.
     Возможность такой трактовки  Иисуса облегчало Павлу то  обстоятельство,
что он не был лично  знаком с Иисусом и не оказался поэтому  в положении тех
евреев из Евангелия от Иоанна, которые вопрошали с ужасом и изумлением:  "Не
Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем? Как же говорит он:
Я сошел с небес?" (6:42).
     Все,  что  Павел знал об Иисусе, он слышал от других, в основном от его
ревностных  последователей,   которые  в  своих  восторженных  воспоминаниях
изображали  его  сверхчеловеческим существом. Эта отвлеченная трактовка, при
которой  Иисус  лишился конкретных  черт  и  стал исключительно  воплощением
теологической идеи,  привела к тому, что  в  посланиях  Павла  Иисус-человек
почти полностью отсутствует.
     Что  касается  остальных  посланий,  то  многие ученые  (в  особенности
немецкий библеист Марксен) прямо заявляют, что ни одно из них не принадлежит
указанному в каноне автору. Нельзя уже установить, кто приписал авторство их
соответствующим  апостолам:  сами  авторы  или  более  поздние  переписчики.
Возможно, что послания какое-то время  были анонимными,  что  способствовало
возникновению  подобных  ошибок  или  сознательных  мистификаций.  Некоторое
исключение составляет тут первое послание  св. Иоанна, ибо очевидно, что его
написал автор четвертого евангелия. Все вышесказанное не значит, однако, что
послания  Нового   завета  не   представляют   ценности  для   историков   и
религиоведов.  Фиктивными  оказались  их  официальные   авторы,  но   не  их
содержание.  Мы  находим  в них достоверный,  живой,  написанный по  горячим
следам событий  рассказ о различных явлениях, характерных для быта, нравов и
социальных отношений в рассеянных по миру христианских общинах.
     Перед  читателем  встают  изобилующие  множеством   подробностей  и  на
редкость интересные картины  жизни христиан. Тут и толпы верующих, преданных
Иисусу душою  и телом, а рядом - несправедливость,  возмутительные интриги и
склоки среди членов  общин, сектантские  отступничества  и  измены,  падение
нравов и даже нравственные извращения. Мы с увлечением наблюдаем, как в этом
клубке хороших и  плохих инстинктов и черт  человеческого характера начинает
зарождаться идеал нового человека.
     Авторы посланий, хотя и скрытые под маской фиктивных  имен, исторически
достоверны. Ведь они действительно существовали и страстно боролись за этого
нового человека. Но  это  не были апостолы. Они  не знали  лично Иисуса и не
могут считаться  очевидцами  его  жизни и  деяний. Поэтому в  посланиях  нет
ничего такого, что могло бы пригодиться для воссоздания биографии Христа.

     Чрезвычайно важное тридцатилетие.

     Деяния апостолов"  - это единственный  дошедший до нас первоисточник по
истории   христианства  до  третьего  века,  освещающий  чрезвычайно  важное
тридцатилетие - период от распятия Иисуса до появления в  Риме  св. Павла  в
61-63  годах. Мы  знаем  из  предыдущих  глав, как был  богат событиями этот
период  и какое он имел решающее значение в истории  новой религии,  поэтому
неудивительно,  что  ученых  очень  интриговал  вопрос,  насколько  правдивы
картины, изображенные в  "Деяниях апостолов", можно ли считать это сочинение
достоверным источником.
     Прежде всего встал вопрос  об авторе  этого  произведения и времени его
создания.
     Считается  несомненным, что  "Деяния  апостолов"  являются продолжением
Евангелия от  Луки  и  составляют вместе с этим евангелием единую композицию
одного и того же автора, разделенную  на два тома, соответствующие тогдашним
двум  свиткам. Это видно хотя  бы  из первой  фразы "Деяний апостолов",  где
говорится: "Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и
чему учил..." Есть и другие доводы в пользу общего  авторства этих двух книг
Нового завета.  Филологи установили, например, тождество стиля и лексики, не
говоря  уже о том,  что обе книги автор посвящает  одному  и  тому же  лицу,
некоему  Феофилу. Показательно  и  то,  что  пролог  к  "Деяниям  апостолов"
является  как бы повторением  последней  главы Евангелия  от Луки,  то  есть
звеном, связывающим в одно целое обе части повествования. Согласно церковной
традиции, автором обеих книг является Лука, секретарь и  врач св.  Павла.  В
соответствующей  главе мы  уже привели ряд доводов, опровергающих  авторство
Луки. Не будем их повторять, напомним лишь вывод: вряд ли удастся когда-либо
в точности установить личность  автора Евангелия от Луки, а следовательно, и
"Деяний апостолов". Вопрос  о  времени создания "Деяний  апостолов" оказался
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-