|
личности Христа. Из этих весьма лаконичных сообщений явствует, что в начале
второго века христианство имело в Риме довольно много приверженцев, но
пользовалось не слишком доброй славой. Правда, и Тацит и Плиний Младший
упоминают о личности Христа. Но как же мало они о нем знают! Они посвящают
всего несколько слов основателю новой религии, который должен был их
заинтересовать хотя бы потому, что в то время уже десятки, а может быть, и
сотни тысяч людей почитали его, как бога. К тому же даже то, что они
сообщают, явно известно им лишь понаслышке. Насколько смутное представление
имели римляне о христианах еще в 121 году, можно убедиться на примере
Светония.
Именно в том году он создал свое "Жизнеописание двенадцати Цезарей".
Светоний был крупным сановником при императоре Траяне, а император Адриан
сделал его своим секретарем. Это открывало ему доступ к государственным
архивам и к текущим материалам, освещающим положение дел в Римской империи.
Но до чего скудны при всем этом его сведения о христианах! Слово "христиане"
он, по мнению ученых, просто повторяет за Тацитом. Это предположение
подтверждается тем, что в главе об императоре Клавдии Светоний не отличает
христиан от иудеев, а о Христе рассказывает, что он находился в то время в
Риме и беспрестанно сеял среди евреев смуту.
Светоний считается серьезным, добросовестным историком, и ученые не
могли поверить, что он настолько поддался вздорным слухам. Предполагали, что
в его сообщении кроется все же какое-то зерно истины, что речь идет, быть
может, не об Иисусе Христе, а о другом человеке, по имени Хрестос. Автор
книги "Тайна Иисуса" П. Л. Кушу указывает, что в ту пору это имя было очень
распространено среди рабов и вольноотпущенников. Иначе говоря, у нас даже
нет уверенности в том, что скупая запись Светония касается именно Иисуса
Христа.
А что знали об Иисусе евреи? Итак, приходится признать, что в
интересующем нас вопросе римская историография не оправдала надежд: она
сообщает об Иисусе Христе и христианстве до крайности мало. Правда, в защиту
римских историков можно привести множество доводов, в частности тот, что
римляне и евреи представляли собою два разных, чуждых друг другу мира,
далеких один от другого почти как две планеты. Но в таком случае как обстоят
дела с еврейской историографией? В конце концов, ведь именно у евреев,
очевидцев памятных событий, разыгравшихся вокруг Иисуса из Назарета, были
все данные для того, чтобы оставить нам подробное описание хотя бы только
судебного процесса в синедрионе или самого акта распятия. Увы, все, чем в
этом смысле располагает христианская традиция, сводится к одной-единственной
записи в сочинении еврейского историка Иосифа Флавия "Иудейские древности".
Кстати сказать, в этом сочинении содержатся еще две важные для христианства
информации: о Иоанне Крестителе и о смерти Иакова, брата Иисуса. Автор
"Иудейских древностей" Иосиф Флавий принадлежит к числу самых любопытных
людей древности. Его личность была настолько сложна и парадоксально
противоречива, что по сей день никто, в сущности, не сумел ее разгадать до
конца, а мнения о нем бесчисленных поколений историков колеблются от высших
похвал до безоговорочного осуждения. Этот многоликий человек провел большую
часть жизни в самой гуще бурных событий своего времени, а затем доживал свой
век в Риме, в покое и довольствии, пользуясь покровительством трех сменивших
друг друга императоров. Он был одним из руководителей иудейского восстания,
мужественно боролся с римскими легионами, попал в плен и чудом избежал
казни, к которой приговорили остальных иудейских вождей. Судьба
удивительнейшим образом благоволила ему и позволяла выпутываться из самых
безнадежных положений. Одни объясняют такое везение его поистине дьявольской
хитростью и цинизмом, другие говорят, что он превосходил своих современников
умом и проницательностью и обладал удивительным умением быстро
приспосабливаться к любым обстоятельствам. Действительно, ум у него был
острый, отточенный, как лезвие бритвы, но нельзя не учитывать и другую,
столь же любопытную черту его характера: он с необыкновенной легкостью
завоевывал сердца людей, делая их своими преданными друзьями и
покровителями. Соотечественники-современники заклеймили его как изменника и
ренегата, но по странной иронии судьбы впоследствии оказалось, что мало у
кого есть такие заслуги перед еврейским народом, как у него, автора
уникальных исторических сочинений, защитника еврейской культуры и религии.
Иосиф Флавий, как он сам рассказывает в своей автобиографии, родился в
год прихода к власти императора Калигулы, то есть в 37 году нашей эры Он с
гордостью отмечает, что происходит из знатной семьи первосвященников, а мать
его принадлежит к царскому роду Маккавеев. Иосиф с детства отличался
необыкновенным умом и способностями; изучал юриспруденцию, увлекался
вопросами религии, принадлежал поочередно к нескольким сектам, одно время
был священником в иерусалимском храме. В 66 году, когда вспыхнула
римско-иудейская война, его назначили губернатором и военным комендантом
Галилеи. Несмотря на отсутствие военного и административного опыта, он
блестяще справился со своими обязанностями, создал стотысячную армию,
организованную по римскому образцу, укрепил города, деревни и горные
перевалы, собрал в стратегических пунктах запасы оружия и продовольствия.
При этом ему приходилось бороться с личными врагами, усмирять мятежные
города, а однажды он отказался повиноваться самому первосвященнику, когда
тот, подкупленный иерусалимскими интриганами, попытался сместить его с
поста. Император Нерон послал в Иудею для ведения военных действий опытного
|
|