Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Зенон Косидовский :: Зенон Косидовский - Сказания евангелистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
между иудеями,  живущими по  вселенной, и  представителем Назорейской ереси"
(24:5). Мы знаем также, по свидетельствам некоторых отцов церкви, что долгое
время последователей Христа называли исключительно "назореями".
     Следовательно, в  64  году нашей эры  в Риме не было "христиан", как их
называет Тацит. Назореи составляли, правда, отдельную секту, но не  порывали
с иудаизмом.
     Они  считали себя правоверными иудеями и отличались  от своих собратьев
лишь своим убеждением,  что предсказанный библейскими  пророками  мессия уже
явился  в  образе  Иисуса Христа. Неудивительно,  что  римляне  не  отличали
христиан  от иудеев,  о чем свидетельствует, в частности, запись Светония, к
которой мы еще вернемся.
     В общем  приходится  отметить, что Тацит, изображая прошлое, не слишком
заботился о точности. В начале второго столетия, когда писались "Анналы",  в
Риме  было  действительно  много  последователей Иисуса,  которых  тогда уже
называли христианами. И Тацит просто перенес современную  ему обстановку  на
целых  полвека назад. Историк черпал,  должно быть,  свои сведения  у  самих
христиан. А  те  рассказывали не только  о гибели многих своих ни в  чем  не
повинных  единоверцев во время  пожара,  но  заодно и  о смертном  приговоре
Иисусу, вынесенном  Понтием  Пилатом при императоре Тиберии, а также  о том,
что преследуемые Нероном христиане  вызывали глубокое сочувствие у тогдашних
римлян. Исходя из  всех этих  соображений, можно заключить, что  приведенный
выше   отрывок  текста   действительно  принадлежит  Тациту,  но,  навеянный
рассказами христиан второго века, он неточно воссоздает  обстановку 64 года,
то есть середины первого века. Следует  также отметить,  что текст "Анналов"
был  найден  лишь  в  1429  году. Мы  знаем,  как  произвольно обращались  с
подлинниками  древние  и  тем  более  средневековые переписчики;  отнюдь  не
исключено,  что  среди  бесчисленных  поколений  переписчиков нашлись  люди,
которые  считали  нужным  дополнить  текст  упомянутыми  выше подробностями.
Возможно,   эти   более   поздние   вставки   были   продиктованы   желанием
реабилитировать в глазах римлян, перешедших в христианскую  веру, их далеких
предков, показать, что они питали сочувствие к первым христианским мученикам
и  непричастны к преступлениям императора  Нерона. Вторым римским писателем,
упоминавшим  в своих сочинениях  о  последователях Иисуса Христа, был Плиний
Младший. Он  родился  в  52 году,  умер  около  114  года и  был,  что стоит
подчеркнуть  особо,  близким  другом Тацита. Прочное место в истории мировой
культуры  он   занял  благодаря   своей   переписке,  девять  томов  которой
сохранилось до наших дней,  в  особенности  же благодаря  отчетам императору
Траяну из Вифинии и  Понта,  где  он занимал B  111-113 годах  пост римского
наместника.
     В одном  из таких писем-отчетов Плиний Младший  пишет  о последователях
Христа:  "Эта вера  распространяется повсюду не только в городах и деревнях,
но  и  во  всей   стране.  Храмы  пустеют,  люди  давно  уже   не  совершают
жертвоприношений".  Несколько  дальше  мы  читаем:  "У  них  есть  обычай  в
определенные  дни  собираться перед восходом солнца  и молиться Христу,  как
богу".
     Некоторые ученые подвергают сомнению подлинность этих строк, утверждая,
что  их  сочинил  и вставил в  текст  Плиния  Младшего  в шестнадцатом  веке
Джиокондо  ди  Верона, взяв  за образец слова Феста,  сказанные царю Агриппе
("Деяния апостолов", 25  и  26).  Но  мы  не  будем  останавливаться на этой
гипотезе,  поскольку  большинство   исследователей  склонны  считать  запись
подлинной. Да и  нет оснований думать иначе, в этой лаконичной информации не
содержится ничего подозрительного,  все сказанное  там известно  и по другим
источникам  -  в самом  деле, в  начале второго столетия  христианство стало
распространяться   в   восточных  провинциях   Римской   империи   с   такой
стремительностью,  что языческие  храмы пустели на  глазах, а люди перестали
приносить жертвы старым местным богам.
     Кроме  того,  мы  узнаем  из  письма,  что  приверженцы  новой  религии
собирались перед  восходом солнца, чтобы молиться  Иисусу  Христу как своему
богу.  Плиний  Младший  не мог не знать,  что происходит  в подвластных  ему
провинциях, и было бы скорее странным, если б он  в своих отчетах императору
умолчал  об  этих, столь  тревожных для  Рима  фактах.  Итак, как мы  видим,
имеются достаточные  основания  для  того, чтобы  считать  приведенные  выше
строки  подлинными. Третий названный  нами римский  автор,  Светоний  (около
70-160 годах),  тоже  вращался  в  высших  придворных кругах  и  пользовался
покровительством Плиния Младшего. В его знаменитом сочинении  "Жизнеописание
двенадцати Цезарей"  (около 121  года) есть две  краткие,  но  красноречивые
фразы. В главе об  императоре Клавдии сказано: "Он изгнал  евреев из Рима за
то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые каким-то Хрестосом", а  в
главе   о   Нероне:  "Наказали  пытками  христиан,  приверженцев  нового   и
преступного суеверия".
     После тщательных исследований ученые пришли к  единодушному выводу, что
обе фразы являются  подлинными и принадлежат  самому Светонию,  с  той  лишь
оговоркой, что вторая,  несомненно, заимствована у Тацита. Вот, в  сущности,
все,  что сказано о христианах в  дошедших до нас  текстах  римских авторов.
Если  учесть,  что  главной  целью  большинства  исследователей  было  найти
нехристианские  свидетельства,   подтверждающие   историчность  Христа,   то
приходится  признать,  что  результаты  этих  поисков ничтожны. Даже  в  том
случае,  если  все приведенные  выше записи  безоговорочно  подлинны. Ведь в
конце концов,  что мы  из них узнаем? Все  три  сделаны спустя восемьдесят с
лишним лет после смерти  Иисуса и сообщают скорее о  христианах, чем о самой
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-