|
Часть 3. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И ПОСЛАНИЯ.
Авторы посланий.
Кем был Иисус, прежде чем стать Христом? Как протекала в
действительности его жизнь на земле? Исследователи Библии искали,
разумеется, ответ на этот вопрос также и в нехристианской литературе, но,
как мы убедились, узнали немного. Правда, в этой литературе есть сведения,
подтверждающие отчасти факт исторического существования Иисуса, но, кроме
этого, ничего конкретного они не сообщают.
Мы могли надеяться, что кто-кто, а уж сами последователи Иисуса,
знавшие его лично, постараются сохранить для грядущих поколений все, что
было им о нем известно. Ведь естественно было ученикам стремиться спасти от
забвения даже мельчайшие крупицы сведений о жизни своего учителя. А между
тем оказывается, что евангелия по замыслу их авторов отнюдь не являлись
биографическими сочинениями и преследовали совсем иные цели. Поэтому с точки
зрения восстановления биографии Иисуса евангелия представляют собой весьма
скудный источник.
Более того, оказалось, что даже сообщаемые евангелиями сведения
вызывают сомнения. Ведь установлено, что они не из первых рук, хотя лица,
считающиеся их авторами, должны были все рассказанное там знать по личным
наблюдениям. Между тем эти якобы очевидцы событий, а также их друг и
летописец Лука - все они использовали чужие источники. Так, например, Матфей
и Лука включили в свои евангелия почти весь текст Марка и т. д. Сегодня мы
знаем уже, чем это объяснить. Евангелия написаны не Матфеем, не Марком, не
Иоанном и, быть может, даже не Лукой. Их создали или скомпилировали из
разных письменных источников и устных преданий другие, неизвестные нам
авторы, чьи подлинные имена мы, должно быть, так никогда и не узнаем. Даже
католическая церковь вынуждена была признать, что вопрос об авторстве
евангелий отнюдь не закрыт и нельзя возражать против дальнейшего научного
исследования этой проблемы. Участники второго Ватиканского собора, обсуждая
"Конституцию об откровении", отвергли большинством голосов следующий пункт:
"Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами евангелий
являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей,
Марк, Лука и Иоанн". Вместо перечисления этих имен решили вписать - "святые
авторы".
Итак, повторяем еще раз, авторы евангелий не были очевидцами событий.
Это были компиляторы, черпавшие свои сведения из фольклорной традиции
христианских общин, где уже тогда путем сочетания фактов с легендами
создавался некий стереотип биографии Иисуса, называемый некоторыми
исследователями "протоевангелием" или "праевангелием". Синоптические
евангелия базируются на таком общем источнике, и этим объясняется их
сходство, послужившее основанием для убеждения, что их авторы, будучи
очевидцами событий, независимо друг от друга рассказывают то, что в самом
деле происходило. Любопытно, что этого убеждения не поколебало даже
Евангелие от Иоанна. Оно было создано в совершенно иной среде, вне влияния
синоптического образца и дает совершенно иной образ Иисуса. Мы напомнили
вкратце выводы предыдущих двух глав для того, чтобы еще раз подчеркнуть
ничтожное значение евангелий как источников информации о подлинной биографии
Иисуса. Но в Новом завете есть еще два произведения, которые в силу своего
жанра кажутся более обнадеживающими. Это, прежде всего, "Деяния святых
апостолов", а также сборник посланий, приписываемых св. Павлу, св. Иакову,
св. Иоанну и св. Иуде. Поговорим прежде всего о посланиях, представляющих
собою важный источник для изучения истории христианства.
Филологические исследования показали, что из четырнадцати посланий
Павла лишь часть можно считать подлинными. Некоторые исследователи считают
подлинными всего четыре послания. Эту точку зрения сформулировал в середине
минувшего столетия известный профессор богословия в Тюбингене Фердинанд
Баур, пришедший после филологического анализа текстов к выводу, что Павел
был автором только посланий к коринфянам, галатам и к Филимону. Этот вывод,
с одной лишь поправкой, подтвердили современные библеисты из города
Эдинбурга: профессор богословия Макгрегор и его сотрудник Мортон. В своих
лингвистических исследованиях они воспользовались компьютером и на основе
математических вычислений неопровержимо установили, что единство языка и
стиля связывает пять посланий: к римлянам, к коринфянам (оба послания), к
галатам и к Филимону. Не подлежит сомнению, что они написаны одним
человеком. А поскольку на основании ряда признаков, на которых мы здесь не
будем останавливаться, считается доказанным, что автором двух посланий
(первое послание к коринфянам и послание к галатам) является св. Павел, то
приходится признать его также и автором трех остальных. Что до остальных
посланий, приписываемых Павлу, то уже ясно, что они принадлежат неизвестным
авторам, которые по обычаю того времени назвались именем апостола, чтобы
придать большую значимость своим доводам. Послания к Тимофею и к Титу,
например, относятся к первой половине второго века: в них отражена такая
обстановка в христианских общинах, какая была просто невозможна при жизни
Павла. Там идет речь о борьбе с ересями, возникшими, когда Павла уже давно
не было в живых. Мы не ставим своей целью детально рассматривать эти вопросы
- сугубо специальные, чрезвычайно сложные и отнюдь не до конца решенные.
Критическая литература, посвященная посланиям, колоссальна, и даже тем, кто
специально занимается этой проблемой, трудно охватить ее всю. Мы хотим лишь
|
|