Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Зенон Косидовский :: Зенон Косидовский - Сказания евангелистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
галилеянином. Между  тем, судя по всему,  автор  четвертого евангелия жил  в
Иерусалиме  или в его  ближайших  окрестностях,  он отлично знает топографию
этого  района,  в  то время как Галилея  ему незнакома  совершенно.  3) Идея
"логоса" -  глубокая  космологическая концепция, пытающаяся объяснить  смысл
существующего, вскрыть  отношения духа  и  материи, добра  и зла.  На первый
взгляд  может  показаться, что и малограмотный человек,  каким  был  апостол
Иоанн, мог  воспринять и использовать ее в той  примитивной  форме, какую мы
встречаем  в  евангелиях.  Но  дело  обстоит совсем  не  так  просто.  Автор
евангелия был, оказывается, знаком с терминологией и идеями Платона и вообще
обнаруживает эллинистическое образование  и культуру. Под  влиянием  Платона
он,  например,  прибегает иногда  к  диалектическому  методу.  Иисус  задает
вопросы своим собеседникам, внимательно выслушивает ответы и затем, вскрывая
их  противоречия,  проливает  новый,  неожиданный  свет  на  предмет  спора.
Примерно так же, как это делает Сократ в диалогах  Платона.  И тут возникает
вопрос:   мог  ли  простой  рыбак   из  Галилеи  владеть  столь   изощренной
литературной  техникой? Большинство  исследователей отвечает на этот  вопрос
отрицательно.  В связи  с  этим  некоторые  пытались отождествить с  автором
четвертого  евангелия другого  Иоанна.  Речь  идет о не  названном по  имени
любимом ученике Иисуса,  появляющемся в  евангелиях несколько  раз.  Это  он
прильнул  к  груди  Иисуса  во время Последней  вечери,  он единственный  не
покинул своего учителя в его смертный час, ему Иисус, умирая, поручил заботу
о своей матери.
     Ученик этот не только не принадлежал к числу двенадцати апостолов, но и
отличался  от них  во  многом.  Прежде  всего,  на  основании  сказанного  в
евангелиях  можно заключить, что он был  богатым  жителем Иерусалима. Будучи
знакомым с первосвященником (Иоанн,  18:15), он сумел ввести к  нему во двор
Петра,  которого  раньше  привратник  отказался  впустить. Епископ  эфесский
Поликрат (конец второго века) утверждает, что  Иоанн, любимый ученик Иисуса,
был  иудейским  священником и похоронен  в Эфесе.  В главе 21  Евангелия  от
Иоанна  сказано, что  автор именно  тот любимый ученик Иисуса и что "истинно
свидетельство   его"  (Иоанн,   21:24).  Однако  сейчас  уже  можно  считать
доказанным,  что  глава  21 -  более  поздняя  вставка, сделанная, вероятно,
редакторами  евангелия  и  ее  ценность  как источника достоверных  сведений
весьма  сомнительна. Предположение  о том, что  автором четвертого евангелия
является любимый  ученик  Иисуса,  довольно соблазнительно для  церкви,  ибо
позволяет утверждать, что это  евангелие, как сочинение одного из близких  к
Иисусу  людей,  то есть  очевидца  событий,  является бесценным историческим
документом. Однако следует сразу сказать,  что эта версия не имеет под собой
никакой научной основы.
     Самым   интересным  и,  пожалуй,   самым  убедительным   представляется
предположение,  что  четвертое  евангелие  носит  компилятивный  характер  и
состоит   из  ряда  разрозненных  материалов,  собранных   в   единое  целое
составителями,  которые  заявили о  себе  в  21 главе. Евангелие  от  Иоанна
действительно  носит  явные следы  компиляции. Мы  встречаем там  непонятные
противоречия:  в  одних местах,  например, сквозит филосемитизм, в  других -
явный антисемитизм. Ряд  сцен  и  образов,  которые  не встречаются у других
евангелистов, как-то: встреча с блудницей, омовение ног, воскрешение Лазаря,
загадочный образ  фарисея  и "князя  иудейского"  Никодима  - могут  служить
доказательством  того,  что  к  традиционной  биографии Иисуса добавлен  ряд
местных, эфесских преданий. Одним из таких компонентов является, несомненно,
последняя глава, отличающаяся от остального текста как стилем, так и языком.
Пролог   также   заставляет   предположить,   что   он   первоначально   был
самостоятельным литературным произведением. Написанный в форме гимна Иисусу,
как   божественному   "логосу"   и  светочу   мира,  он,   по   мнению  ряда
исследователей, напоминает гимн, о котором пишет в рапорте императору Траяну
губернатор  Вифинии Плиний  Младший. Он сообщает,  что христиане подвластных
ему  районов Малой Азии  собирались  на рассвете  и пели гимн Иисусу Христу,
которого они почитали, как  бога. Поскольку четвертое евангелие было создано
в  Эфесе, то  есть  тоже  в Малой  Азии, не исключено,  что автор или авторы
евангелия  знали  этот  гимн  и  использовали  его  в  прологе,  придав  ему
соответствующую форму и доктринальный смысл.
     Из   всего  вышесказанного  можно  заключить,  что  попытка  установить
авторство евангелия,  в  сущности, безнадежна. Мы, должно  быть, никогда  не
узнаем, кто был его автором. Разгадка тайны, быть может, кроется среди  руин
Эфеса, ибо города сегодня  уже  не существует. Остались  лишь высокие холмы,
нанесенные бурями  и штормами истории. В результате раскопок обнаружены  уже
древние  городские стены  и  развалины  строений различных  эпох: греческой,
римской, византийской, времени крестовых походов и  религиозных войн ислама.
Найдены  обломки знаменитого храма Артемиды и гигантские коринфские колонны,
некогда украшавшие храмы Кибелы и Сераписа. На вершине холма, возвышаясь над
всей  округой, торчат  растерзанные башни  крепости  крестоносцев,  а  рядом
виднеется фундамент церкви св. Иоанна.
     Людская  молва  гласит,  что там по сей день покоятся останки апостола.
Трудно  сегодня сказать по  этому поводу что-либо определенное, разве только
то, что нет предела фантазии простых верующих. Ведь показывали же туристам в
Эфесе   пещеру  Семи   спящих   братьев,  гробницу  св.   Луки,  которая   в
действительности была языческим храмом, и развалины дома, в котором будто бы
жила на склоне лет пресвятая Дева Мария.


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-