|
как Иисус воскресил дочку начальника синагоги.
Удивительно, что во всех трех евангелиях Иисус говорит: "Девочка не
умерла, она спит". Как это понимать? Действительно ли верно предположение,
выдвигаемое некоторыми толкователями, что речь идет о клиническом случае
каталепсии и летаргии? Во всяком случае, бросается в глаза одно: эти чудеса
совершаются как-то естественно и просто.
Иоанн же изображает воскрешение Лазаря самым драматическим образом. От
всего эпизода словно бы веет потусторонним ужасом, а воскреситель становится
фигурой, наделенной какой-то космической силой. Ибо все, что происходит в
тот день в Вифании, необычно, кошмарно, недоступно пониманию человеческому.
Вот тело Лазаря, уже четыре дня лежащее в гробу, оплакивающие его сестры
Мария и Марфа, Иисус, восклицающий громовым голосом: "Лазарь! иди вон", и,
наконец, человек, восставший из мертвых, выплывающий из мрака пещеры, весь
обвитый погребальными пеленами и с головой, повязанной платком. Следует
признать, что этим драматичным описанием Иоанн действительно достиг цели:
привел убедительное, действующее на воображение доказательство того, что
Иисус - сын божий. Ибо, только обладая атрибутами божественности, можно было
совершить такое. Для нас же то, что весть о воскрешении Лазаря не дошла до
прочих евангелистов, что вообще никто, кроме Иоанна, не упомянул о нем ни
единым словом, является достаточным доказательством, что вся эта история -
лишь вымысел. Лука, автор трогательной сцены встречи Иисуса с Марфой и
Марией, вообще не знает, что у этих сестер был брат Лазарь. Какой-то Лазарь,
правда, появляется в его евангелии, в другом месте, но это нищий, герой
совершенно другой притчи, не имеющий ничего общего с воскрешенным Лазарем.
Некоторые библеисты, кстати, предполагают, что у Иоанна каким-то образом оба
эти сказания объединились в совершенно новый эпизод.
Чудо в Кане Галилейской, хотя и совершенно иное по характеру, чем
воскрешение Лазаря, похоже на него, однако, масштабностью замысла. Ведь
Иисус превращает в вино воду в шести каменных сосудах, содержавших каждый
"по две или три меры".
Палестинская мера - это около 38 литров, и таким образом Иисус
наколдовал более 466 литров вина. А ведь пир был богатый, и уже до этого
было выпи то немало. Недаром распорядитель пира говорит жениху: "Всякий
человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты
хорошее вино сберег доселе" (Иоанн, 2:10). Сцена свадебного пира в Кане, на
котором присутствовала, кстати сказать, редко появляющаяся в евангелиях мать
Иисуса, резко отличается своей тональностью от остального текста этого
стилизованного, торжественного евангелия. То ли Иоанн увлекся желанием
подчеркнуть необыкновенный колдовской дар Иисуса, то ли, заставляя Иисуса
участвовать в народном свадебном празднестве, хотел показать его
человеческую, земную сущность, чтобы противопоставить его некоторым сектам,
о которых речь впереди.
Иоанн, как мы уже говорили, стремился доказать, что Иисус был сыном
божьим, и хотел его устами проповедовать имевшие тогда хождение
теологические доктрины.
Не удалось выяснить, был ли Иоанн знаком с евангелиями синоптиков, но
интересно проследить, что именно он модифицирует или обходит молчанием в
описании жизни Христа, оберегая свою концепцию о божественности Иисуса. Он
обходит, например, молчанием вопрос о рождении Иисуса и делает это, должно
быть, умышленно, чтобы не привлекать внимания к его телесной, так сказать,
стороне. Бросается также в глаза, что, в отличие от синоптиков, Иисус Иоанна
не подвергается обряду крещения. Должно быть, по мнению Иоанна, Иисус, как
существо божественного происхождения, свободен от первородного греха,
который снимается крещением. Иоанн Креститель приветствует его, как высшее
существо, говоря: "Се агнец божий". В этом евангелии отсутствует волнующая
сцена искушения в пустыне. В представлении Иоанна (иначе не объяснишь этот
пробел) Иисус, как сын божий, не был подвержен человеческим слабостям, и
поэтому сатана не мог его искушать. Эта тенденция явственнее всего выступает
в сцене на горе Елеонской в саду Гефсиманском. Синоптики единодушно
утверждают, что Иисус провел последние ночные часы перед арестом в состоянии
глубокого уныния, что был момент, когда он совсем пал духом и молил бога
пощадить его. У Иоанна этих подробностей нет, сцена сухая, сжатая, устранены
все намеки на то, что Иисус - живой человек, похожий на других людей. И
наконец, необходимо отметить самую любопытную черту Евангелия от Иоанна.
Речь идет о знаменитой концепции "логоса", изложенной автором во вступлении.
Евангелие начинается так: "В начале было слово, и слово было у бога, и слово
было бог". Эта фраза и еще одна из этой же главы (стих 14) содержат, в
сущности, квинтэссенцию христианской доктрины: "И слово стало плотью, и
обитало с нами". Ясно, что "слово", то есть "логос", - это сам Иисус Христос
как воплощение бога.
Это совершенно новый элемент, введенный в христологию, элемент, не
только не знакомый синоптикам, но совершенно чуждый их понятиям и
представлениям. Итак, повторяем: идея "логоса" - вклад исключительно автора
четвертого евангелия. Но не он создал эту абстрактную философскую
конструкцию. Ее корни восходят к философии Древнего Востока, а также Греции
и Рима.
Чтобы понять это новое явление в христианской теологии, следует
вспомнить, в какой среде создавалось четвертое евангелие. Исследователи, в
основном, едины в своем предположении, что его колыбелью был Эфес, город,
игравший, наряду с Антиохией и Александрией, громадную роль в культурной
|
|