|
увидел идущего к нему Иисуса, он сказал: "Вот агнец божий, который берет на
себя грех мира".
Один из первых учеников Иисуса, Нафанаил, обратился к нему со словами:
"Равви! Ты сын божий, ты царь израилев". И Иисус отнюдь не отказался от этих
публично приписываемых ему свойств, которые возносили его над смертными. На
каждом шагу он подчеркивает, что он сын божий, и не оставляет никаких
сомнений относительно того, кто и зачем прислал его на землю. Автор
четвертого евангелия нимало не интересуется историческими фактами; с
фанатичным упорством он стремится доказать божественное происхождение
Иисуса, защитить эту свою точку зрения от нападок маловеров и выразить
радость по поводу того, что бог через посредничество своего сына дарует
человечеству вечную жизнь. В результате Иисус св. Иоанна имеет мало общего с
историей. В его трактовке это образ почти нематериальный, скрытый
таинственной завесой мистики, созданный с единственной целью: проповедовать
определенные богословские доктрины; это образ, выполненный в одном
измерении, лишенный человеческих черт. Колыбелью этого образа Иисуса были
утопические мечтания обожествляющих его последователей. В Евангелии от
Иоанна Иисус, говоря о себе, выражается загадочными, мистически звучащими
метафорами, смысл которых нелегко разгадать.
Четвертое евангелие буквально нашпиговано самоопределениями такого
рода: "Я свет миру", "Я дверь овцам", "Я есмь пастырь добрый", "Я есмь
истинная виноградная лова", "Я не от сего мира", "Я хлеб жизни" и т. д.
Невозможно поверить, что простой плотник из галилейского местечка, прочными
узами связанный с самобытной фантазией своего народа, мог столь торжественно
относиться к своей персоне. Ясно, что все это - стилистические находки,
используемые в проповедническом запале членами древних христианских общин и
бесцеремонно вложенные автором евангелия в уста Иисуса, чтобы окружить его
нимбом божественности. В тексте Иоанна исследователи насчитали 120 таких
стереотипных оборотов. Это говорит о том, насколько они были тогда в ходу и
насколько люди не знали меры в их употреблении. Таким же образом отнесся
автор и к сюжетной стороне своего евангелия. Эпизоды из жизни Иисуса,
трактуемые у синоптиков как подлинные и заслуживающие записи исторические
факты, в Евангелии от Иоанна играют совершенно иную роль. Они лишь предлог
для выражения какой-нибудь теологической доктрины или нравственной
сентенции, то есть средство к достижению цели, а не цель сама по себе. Более
того, создается впечатление, что некоторые эпизоды Иоанн сочинил специально
для того, чтобы подкрепить свои тезисы и сделать их более доходчивыми. Иначе
не понятно, почему эти эпизоды не были известны синоптикам. Итак, Евангелие
от Иоанна не является историческим повествованием, а собранием
аллегорических притч, заканчивающихся каким-нибудь афоризмом, в целом же это
теологическое исследование, облеченное в драматическую форму сказания о
жизни, страстях и смерти Иисуса Христа. Метод аллегоризации Иоанн применяет
и в описании разговора Иисуса с евреями, после того как он выгнал менял из
храма. На их вопрос, имел ли он право это сделать, Иисус отвечает:
"Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его". Евреи ответили на это с
недоверием: "Сей храм строился сорок шесть лет, и ты в три дня воздвигнешь
его?" Тут слово берет сам автор и заявляет: "А он говорил о храме тела
своего. Когда же воскрес он из мертвых, то ученики его вспомнили, что он
говорил это". Перед нами - типичный пример операции, благодаря которой
буквальное предсказание о разрушении Иерусалима превращено в аллегорию,
предсказывающую воскресение Иисуса из мертвых на третий день после того, как
он был распят.
В соответствии с основной тенденцией своего евангелия Иоанн обладает
собственным, особым взглядом на совершаемые Иисусом чудеса. У синоптиков,
как мы помним, Иисус просто-напросто добрый учитель, врач и чудотворец,
который исцеляет и лечит, руководствуясь исключительно человеческим чувством
милосердия и любви к ближнему. Он типичный еврейский пророк, живущий в самой
гуще своего народа, хорошо знающий его обычаи и привычки. Такие пророки в то
время во множестве бродили по городам и местечкам Галилеи и Иудеи. Иисус в
Евангелии от Иоанна - это образ святого, далекого от мирских дел, почти
полностью лишенного человеческих черт, нереального. Если он говорит, то
сентенциями, полными красочных метафор, и тема его высказываний - только
великие, вечные истины.
Пытаясь убедить нас в божественном происхождении Иисуса, Иоанн лишает
его земных черт и создает ходячий символ, воплощение определенных
теологических концепций, а не человека из плоти и крови, каким является
Иисус синоптиков.
Разумеется, в этом контексте также и чудеса приобретают совершенно иное
значение. Иоанн видит в них единственно проявление божественности,
доказательство того, что Иисус - сын божий. Поэтому Иоанна интересуют только
те чудеса, которые соответствуют его предпосылкам. Слепой от рождения,
исцеленный Иисусом, говорит иудеям: "Если бы он не был от бога, не мог бы
творить ничего" (Иоанн, 9:33). Может быть, по этой причине по сравнению с
синоптиками Иоанн очень сдержан в перечислении чудес. Их у него всего
восемь, из них два - хождение по воде и кормление пяти тысяч - известны
также синоптикам, а шесть - личный вклад Иоанна. Из этих шести наиболее
характерны для Иоанна два: чудо в Кане Галилейской и воскрешение Лазаря.
Займемся сначала этим последним чудом, поскольку оно лучше всего
иллюстрирует позицию Иоанна. Уже у синоптиков Иисус воскрешает мертвых. Лука
сообщает о воскрешении юноши из Наина, сына вдовы, и все трое рассказывают,
|
|