|
богатейшая литература, проливающая, благодаря многим открытиям, совершенно
новый свет на все эти проблемы.
Христианская традиция в доказательство исторической достоверности
существования Иисуса ссылалась на сохранившиеся до нашего времени тексты
нехристианских авторов, чья беспристрастность якобы не вызывала сомнений.
Речь идет о трех римских авторах: Таците, Плинии Младшем и Светоний. От
первых последователей Христа эти авторы отличались буквально всем:
образованием, социальным происхождением, имущественным положением, культурой
и религиозными представлениями. Христиане принадлежали к городскому плебсу и
гнездились в самых бедных кварталах Рима. Названные же три писателя
принадлежали к высшей знати империи. Эти почтенные, одетые в тоги граждане
вряд ли могли питать особую симпатию к плебсу, чуждому им нравами и
религией; более естественно предположить, что плебс им внушал отвращение. И
если такие люди, рассуждали богословы, сочли все же необходимым упомянуть в
своих сочинениях о создателе столь чуждой им религии, то это служит лучшим
доказательством достоверности существования Иисуса Христа. Все это, однако,
было бы убедительным лишь в том случае, если б удалось неопровержимо
доказать подлинность этих упоминаний, доказать, что они действительно
принадлежат перу названных авторов. Поэтому исследователи, отправляясь в
свое долгое странствие по жизненному пути Иисуса, занялись в первую очередь
этой христианской традицией и подвергли высказывания трех римских авторов
тщательному изучению. Их выводы были обнародованы лишь после долгих лет
кропотливых изысканий и не во всех своих деталях встретили единодушное
одобрение. Кое-какие вопросы так и не были выяснены окончательно и являются
по сей день предметом ожесточенных споров. Отметив, справедливости ради, это
обстоятельство, мы попробуем вкратце рассказать о результатах этих
исследований, напоминающих порой захватывающее единоборство современной
критической мысли с древними головоломками. Начнем с Тацита, крупнейшего
историка и писателя Древнего Рима, патриция и консула (около 55-120 годах
нашей эры). Примерно в 116 году он опубликовал главное свое сочинение -
"Анналы".
В книге 15-й "Анналов" дано описание знаменитого пожара, вспыхнувшего в
Риме в 64 году и чуть не уничтожившего весь город. Как известно,
современники обвиняли императора Нерона в том, что он умышленно приказал
поджечь город, мечтая потом построить его заново по своему вкусу.
Венценосный безумец, пытаясь отвести от себя подозрения, свалил вину на
христиан. В 44-й главе "Анналов" мы читаем: "Чтобы пресечь слухи, Нерон
подставил виновных и подверг самым изощренным казням тех, кого чернь
ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому
названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти
прокуратором Понтием Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие
вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в
столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая
гадость и пакость. Вначале схватили тех, кто эту веру исповедовал публично,
затем - на основании их показаний - великое множество других и признали их
виновными не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому.
Казнили их с позором - одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание
собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов.
Нерон отдал для этого свой парк и, кроме того, устроил представление в
цирке, где он сам, переодетый возницей, смешивался с толпой или вставал во
весь рост на повозке. В итоге, хотя эти люди были виноваты и заслуживали
строжайшего наказания, они вызывали сочувствие, ибо гибли не ради блага
империи, а из-за жестокости одного человека".
Что можно сказать об этом отрывке? О его подлинности свидетельствует
явно враждебное отношение к жертвам Нерона и их вере, презрительно названной
"пагубным суеверием". Поскольку невозможно предположить, что это более
поздняя христианская вставка, авторство Тацита представляется неоспоримым.
Но тут возникает вопрос: можно ли вообще верить Тациту, когда он пишет,
что в Риме жило много христиан, называвшихся так по имени Христа? Сомнения
тут вполне закономерны. Известно, что в первом веке нашей эры приверженцы
Христа еще не назывались христианами, а, как мы помним, пожар Рима имел
место в 64 году нашей эры. В "Деяниях апостолов" (11:26) мы читаем, что
название - или прозвище - "христиане" придумали язычники - жители Антиохии,
славившиеся своей насмешливостью. Как оно возникло? Оказывается, "Христос" -
это греческий эквивалент еврейского слова "мессия", что значит "помазанный",
"намазанный".
Людям тогдашнего эллинского мира этот эпитет в применении к
приверженцам какого-то Христа казался смешным и нелепым. Сами они
намазывались благовониями исключительно из гигиенических или медицинских
соображений, это была повседневная косметическая процедура, наподобие нашей
чистки зубов, например.
Таким образом, прозвище "христиане" значило: "те, кого натирают
мазями".
Со временем последователи Христа привыкли к этому глумливому прозвищу и
сами начали его употреблять. Но до этого они себя называли "святыми",
"братьями", "избранными", "сыновьями света", "учениками", "бедными" и чаще
всего "назореями". В Евангелии от Матфея сказано: "И, придя, поселился в
городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что он
Назореем наречется" (2:23). А в "Деяниях апостолов" первосвященник Анания
говорит о Павле: "Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа
|
|