Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Зенон Косидовский :: Зенон Косидовский - Сказания евангелистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
писал  свой богословский  трактат. Право,  трудно  предположить,  что он  не
использовал  бы  эту  сказку, если бы знал  ее. Он,  несомненно,  понял  бы,
насколько  она полезна ему, если все его усилия были направлены на то, чтобы
доказать сверхъестественную  природу  личности Иисуса.  Ведь  он перечисляет
целых двадцать совершенных Иисусом в Галилее, Сирии и Иудее чудес! Евангелие
от Марка - произведение автора,  не искушенного в литературном ремесле. Язык
прост,  шероховат,  местами  даже груб,  а  весьма  скудный  запас греческих
выражений  говорит  о  низком  образовательном уровне автора.  Что  касается
композиции произведения, то и ее можно оценить лишь негативно.
     Структура повествования  очень рыхлая: автор, по  сути дела, склеил ряд
совершенно не связанных между собой эпизодов.
     Хронологическая  последовательность  этих  эпизодов  обозначена  такими
словами, как "а потом" или "а  потом случилось, что...". Описания  некоторых
событий  выполнены небрежно  и непродуманно.  Так,  например, читая  историю
воскрешения дочери Иаира, мы лишь  в конце узнаем, что это  двенадцатилетняя
девочка: просто автор припомнил эту существенную деталь в последнюю минуту и
как  ни в чем  не бывало  приклеил ее к  концу  сказания. Насколько иначе  с
литературной точки  зрения выглядит то же событие в изложении св.  Луки! Это
отсутствие  композиционной  концепции привело  к тому,  что  в  расположении
материала  налицо  явная   диспропорция:  чуть  ли  не  треть  повествования
посвящена событиям, происшедшим в последнюю неделю перед распятием Иисуса. И
все же  из  всех  евангелий  именно Евангелие от  Марка  производит наиболее
сильное впечатление.  Этим  скупым,  суровым,  простым слогом писал человек,
действительно вдохновляемый искренним, горячим  чувством. Пользуясь скудными
средствами, он  сумел выразить  боль, обожание и страх,  детскую  радость  и
горделивое  любование   чудесами  Иисуса,  которые  были  для  него   самыми
убедительными доказательствами  его божественности.  К тому же  он  обладает
живым воображением: все,  о чем  он  пишет, живет  подлинной жизнью. Короче,
перед нами  самобытный,  талантливый рассказчик, глубоко верящий  в то,  что
пишет.  Евангелие  от  Марка самое короткое в Новом завете. Жизнь  Иисуса от
крещения  до  гибели на  кресте и воскресения  изображена  в  нем как  бы  с
большими  сокращениями  и близится  к драматической  развязке  прямо-таки  в
ошеломляющем  темпе.  В столь  стремительном развитии действия  есть  что-то
нереальное,  но, с  другой стороны,  оно удивительно  подчеркивает драматизм
событий, их всеобъемлющую символику. Поэтому Евангелие от  Марка было всегда
и остается сегодня в высшей степени увлекательным произведением.

     Лука - верный друг Павла.

     Об авторе третьего по счету  евангелия у  нас гораздо больше конкретных
сведений, чем о прочих евангелистах. По всей вероятности, он был гражданином
Антиохии,  греком,  который,  как  многие  другие  его  земляки,  перешел  в
христианскую веру.
     Его  имя  было Лукиос,  но  единоверцы  называли  его Лукас.  Некоторые
историки  предполагают, что он  был  вольноотпущенником,  которому  даровала
свободу какая-то состоятельная семья из Антиохии. По профессии врач, он, как
гласит  традиция, занимался,  кроме  того, живописью и неплохо  разбирался в
юриспруденции. Антиохия в то время принадлежала к самым значительным центрам
греческой культуры и эллинских религиозных культов. В этом огромном, богатом
городе  возникла  одна  из крупнейших общин новой религии, сыгравшая немалую
роль в формировании  христианства. Лука, воспитанный  на греческой культуре,
перейдя в новую веру, исповедовал ее с рвением и страстью, впитывая с особой
жадностью все  то, что было в христианстве проникнуто  человеческой правдой,
поэзией и  сказочностью. В Антиохию часто приезжал апостол Павел. Лука сразу
потянулся к этому невзрачному  еврею из Тарса,  который ошеломлял  и покорял
своим  горячим и дерзким умом. Лука участвовал во  многих  его миссионерских
путешествиях,  а когда  взялся за перо, выяснилось,  сколь глубоко было  его
идейное  подчинение  Павлу.  Это проявляется  настолько ярко,  что некоторые
церковные авторы, как  Ириней  и Иоанн  Златоуст,  называли третье евангелие
творением Павла.  Лука,  как  известно,  написал также  "Деяния  апостолов",
посвященные в основном деятельности Павла и истории раннего христианства.
     Некоторые  библеисты  выражали  сомнение,  действительно  ли  Лука  был
автором евангелия,  в частности, потому, что,  по  их  мнению, оно появилось
только  в начале второго  века. Эта  крайняя точка зрения  не нашла, однако,
распространения, и поэтому мы не будем ею заниматься. Как следует датировать
третье  евангелие? Поскольку в главе 21 упоминается о разрушении Иерусалима,
оно не могло быть написано раньше 70 года. В таком случае - когда  же, после
этой памятной  катастрофы? Мы, как ни странно, можем довольно точно ответить
на этот вопрос. В тексте встречаются  намеки на преследования при императоре
Домициане.
     С  другой стороны, в евангелии  бросается в глаза отсутствие каких-либо
упоминаний о посланиях  Павла,  хотя во вступлении  идет речь об источниках,
касающихся жизни Иисуса. Домициан царствовал в 81-96 годы, а послания Павла,
как нам уже известно, были на долгое время забыты и появились снова только в
95 году. Вывод ясен: третье евангелие появилось за несколько лет до 95 года,
то  есть,  вероятно, около  90 года. Автор  евангелия, Лука, был  тогда уже,
несомненно,  очень  пожилым  человеком.  Чтобы понять Луку, нужно  осознать,
какую цель он ставил перед  собой, создавая евангелие. Это было время, когда
исповедание  христианской веры считалось в  Римской  империи  преступлением,
поскольку христиане отказывались оказывать императорам божественные почести,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-