|
занимает чрезвычайно важное место в христианской традиции, и поэтому не
может не удивить факт, что, за исключением Матфея и Луки, приводящего сильно
сокращенный вариант "Нагорной проповеди", никто из евангелистов не упоминает
о ней.
Из этого напрашивается единственный вывод: "Нагорная проповедь" - одна
из самых эффектных сцен из жизни Иисуса, в течение столетий вдохновлявшая
поэтов и художников, является легендой, плодом воображения, чистейшим
литературным вымыслом. Таинственный автор евангелия сформулировал в этой
проповеди стройный моральный кодекс и вложил его в уста Иисуса. Он включил в
него ходившие в ту пору в народе подлинные или мнимые высказывания Иисуса.
Мы можем утверждать это с полной уверенностью, так как те же высказывания
использовал и Лука, но он не объединил их в одну проповедь, а разбросал по
всему тексту своего евангелия.
Как мы видим, Евангелие от Матфея - тщательно продуманный трактат,
написанный человеком, знакомым с тайнами писательского ремесла. Об этом
свидетельствует не только композиция всего произведения или столь блестяще
задуманная сцена, как "Нагорная проповедь". В тексте мы встречаем множество
доказательств того, что автор уделял немало внимания литературной стороне
своего труда: тут и тщательный подбор слов, и частые обращения к диалогам и
монологам, и прежде всего использование таких стилистических приемов, как
параллелизмы, контрасты, повторы. Одним словом, все то, что мы называем
сейчас беллетризацией и стилизацией. При этом бросается в глаза сдержанность
автора в приведении сведений о земной жизни Иисуса. Конкретные
биографические факты, которые нам удается выудить из моря мифов и легенд,
настолько скудны, что история Иисуса, за исключением нескольких подробностей
детства и последнего периода жизни, продолжает оставаться для исследователей
белым пятном. Верующие библеисты утверждают, что Матфей и не собирался
писать биографию Христа, что его евангелие представляет собою
апологетический трактат, написанный с целью доказать, что Иисус и есть
предсказанный пророками мессия. Можно согласиться с этой трактовкой. Однако
тут возникает вопрос: мог ли апостол Левий написать такой трактат?
Сомнительно, чтобы этот скромный служащий таможни в Капернауме так хорошо
владел литературным ремеслом. Однако еще важнее соображения, о которых уже
говорилось выше. Неужели этому верному спутнику, сопровождавшему Иисуса в
его скитаниях, пришло бы в голову написать такой труд почти через сорок лет
после трагедии распятия, когда все меньше оставалось очевидцев Христа и
когда, в первую очередь, надо было спасти от забвения все, что им об Иисусе
известно. Неужели вместо того, чтобы просто и добросовестно описать то, что
он пережил вместе с боготворимым учителем, что помнил о нем, Левий стал бы
хватать где попало разные не слишком достоверные подробности, собирать их в
искусные литературные композиции, пренебрегая хронологией, и заставлять
Иисуса произносить проповеди, которых тот никогда не произносил? В это
невозможно поверить. А раз так, то встает главный вопрос: кто же был автором
Евангелия от Матфея? Большинство ученых отвечает на него: не знаем. Что же
касается даты и места создания евангелия, то здесь дело обстоит несколько
лучше, поскольку на основе сведений, имеющихся в тексте, можно строить
кое-какие логические предположения.
Установлено, что Евангелие от Матфея было написано после 70 года, то
есть после разрушения Иерусалимского храма. Библеисты на основании своих
вычислений относят это событие к периоду между 85 и 110 годами. Этот вывод
опирается на анализ текста. В евангелии, например, четырежды встречаются
намеки на разрушение Иерусалима. Поскольку мы не допускаем мысли, что автор
был ясновидящим, то нам остается лишь отнести дату создания евангелия к
периоду после 70 года. Другой намек, явно касающийся преследований христиан
при императоре Домициане, правившем в 81 - 96 годах, позволяет еще точнее
определить время написания евангелия. В пользу поздней даты его появления
говорит еще целый ряд лингвистических и текстовых доводов, например
выраженное автором разочарование по поводу того, что задерживается
ожидавшееся первыми христианами второе пришествие Иисуса Христа.
Относительно места создания евангелия у ученых нет единой точки зрения.
Чаще всего в качестве такового называют Антиохию, главный центр христианства
после разрушения Иерусалима. Кроме того - сирийские города Эдиссу и Апамею и
даже Александрию в Египте. У всех этих городов была одна общая черта: там
сталкивались влияния иудаизма и эллинизма, влияния, которые, как говорилось
выше, нашли отражение в Евангелии от Матфея.
Не подлежит сомнению, что автором евангелия был еврей из диаспоры, для
которого Ветхий завет оставался альфой и омегой любой истины. Остальные
евангелисты тоже пытались доказать с помощью цитат и пророчеств изгоняйте
бесов", - поучает он апостолов, да и сам нередко занимается этим. Самый
яркий пример - драматическое исцеление двух бесноватых в стране
Гергесинской, нашедших приют в погребальных пещерах. Иисус изгнал из них
злых духов и по просьбе бесов разрешил им вселиться в пасшихся неподалеку
свиней. Одержимые свиньи впали в неистовство и бросились с утеса в море, а
жители, расстроенные этой потерей, попросили чудотворца уйти из их города.
Другие описанные в евангелиях чудеса, имеющие более глубокий смысл, призваны
подчеркнуть сверхъестественное могущество Иисуса как сына божьего. К ним
относятся: хождение по воде, кормление пяти тысяч человек пятью хлебами и
усмирение бури на озере, а также все сверхъестественные явления,
сопровождавшие смерть Иисуса: землетрясение, разорвавшаяся надвое завеса в
Иерусалимском храме и выход святых из могил.
|
|