|
воздействиям, которая отличает религию как систему и
обеспечивает ее автономию, ее внутреннюю детерминированность. Будучи включенной
вместе с собственно религиозными идеями и институтами в единую комплексную
систему (религию в широком смысле слова), традиция создает своего рода
непробиваемый защитный панцирь, предохраняющий структуру от ее разрушения под
воздействием внешних сил. Именно в этом – обратное воздействие религии на жизнь
общества, на характер культуры, на ход истории.
Религия и
общество
Видимо, как раз это отчетливо фиксируемое обстоятельство (т.е. обратное
воздействие религии на национально-культурную традицию) сыграло свою роль в том,
что такие выдающиеся обществоведы, как немецкий социолог М. Вебер и английский
историк А. Тойнби, придавали в своих сочинениях столь большое, порой
самодовлеющее и определяющее значение религии. Вебер писал в одном из своих
сочинений о том, что интересы (материальные и идеальные), а не идеи определяют
поведение людей, но что представления о мире, созданные идеями, являются как бы
стрелками на путях, по которым динамика интересов направляет человеческую
деятельность. Эта искажающая роль идей наиболее заметна при анализе тех
ключевых моментов развития общества, в которые закостеневшая система становится
реальным тормозом дальнейшего развития, ведет к застою и деградации. Сам Вебер
для доказательства своей концепции обстоятельно исследовал феномен
протестантизма и всей реформации христианской церкви, обратив внимание на
решающую, по его мнению, роль этого явления в создании должных условий для
капиталистического развития Европы. Однако, признавая важную роль религиозной
реформы в деле расчищения пути для капитализма (католицизм действительно едва
ли был способен проделать эту работу), нельзя забывать, что сама реформация
церкви была вызвана к жизни потребностями общества, уже чреватого серьезными
процессами экономической и социальной трансформации, проявившими себя со времен
Ренессанса. Иными словами, определяющим моментом в конечном счете всегда бывали
изменения в самой жизни. Но это отнюдь не означает, что обусловленные
кардинальными переменами сдвиги в сознании, идеях и институтах следует считать
«вторичными», как то характерно для марксистов. Напротив, они при определенных
обстоятельствах могли и даже должны были сыграть свою исключительно важную и во
многих отношениях решающую роль.
Еще большее значение религии как системе, определявшей собой основные принципы
той или иной цивилизации, придает А. Тойнби в своей капитальной 12-томной
публикации «Изучение истории». Всю историю человечества он подразделил на
историю отдельных цивилизаций – древних и современных, западных и восточных, –
положив в основу этого деления религию. Так, например, он считал, что
христианство было той «куколкой», из которой вылупилась вся западная
цивилизация. Применение в изучении истории «религиозного» принципа нельзя
признать правомочным хотя бы только потому, что сама по себе ни одна из
религиозных систем – при всей ее автономности, самодетерминированности и
обратном влиянии на общество – не может считаться первоосновой в
социально-историческом и историко-культурном развитии. Констатировав эту
справедливую истину, мы тем не менее должны учесть, что средневековая западная
цивилизация многое взяла из христианства (от символа веры и библейских легенд
до организации семейных, бытовых, социальных институтов) и поэтому имеет право
считаться христианской (с той оговоркой, что речь идет о ее культурной традиции,
а не о процессах или явлениях социально-экономического или
социально-политического характера) в той же мере, как ближневосточная
арабо-тюрко-иранская цивилизация может именоваться мусульманской, а цивилизация
Индии и ряда прилегающих к ней районов – индуистско-буддийской. Иными словами,
религиозно-культурная традиция со всеми ее аксессуарами и институтами
действительно определяет особенности той или иной цивилизации.
Глава
2
Восток: общество и
религия
В современном мире Восток играет все более заметную роль. Хотя эта роль
ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над стратегическими
ресурсами, прежде всего нефтью) и политики (усиливающееся влияние развивающихся
стран, неприсоединившихся государств), современные исследователи уделяют много
внимания изучению и внутренней структуры стран Востока, их
национально-культурной традиции, специфики их социального развития. Внимание
это тем более закономерно, что почти все страны традиционного Востока в наши
дни переживают мучительный процесс внутренней трансформации, связанной с
неизбежной ломкой либо серьезной мод
|
|