|
м
образом обновленный им маздеизм стал восприниматься в качестве зороастризма.
Оставив все эти вопросы в стороне, обратимся к первоначальной основе
древнеиранской религии. Будем условно именовать ее маздеизмом – по имени
Ахура-Мазды.
Верховным божеством и творцом всего сущего считался Аху-ра-Мазда, причем его
первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических
элементов Вселенной. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра,
в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и
посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился
в божество договора, согласия, а также стал богом солнца и покровителем воинов.
Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура
Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери
Ахура-Мазды. Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван
(Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и
тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение
Ахура-Мазды.
Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей
фигурой маздеистского пантеона – тем более, что с миром дэвов, как упоминалось,
ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но
противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их
глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и
вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не исключено, что эти
причины как раз и были связаны с именем и деятельностью пророка Зороастра, годы
жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII-VII вв. до н. э. Во всяком
случае, первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением. И
если они по какой-то причине его не приняли, то виной тому, возможно, был
консерватизм касты жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму древний
маздеизм.
Реформы Зороастра, как они запечатлены в Авесте, были достаточно радикальными и
уже по одной этой причине могли быть восприняты далеко не всеми и не сразу,
особенно если учесть факт существования касты магов, ревниво оберегавших основы
маздеизма. Суть нововведений сводилась как к резкому возвеличению Ахура-Мазды
за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению
ему злобного Ангро-Майнью, так и к приданию всем древним божественным силам
явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию,
символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или
соответственно Зла). Высшая божественная семерка в трактовке Зороастра
выглядела не просто как семеро бессмертных святых (Амеша Спента), но как
аллегории благих достоинств Ахура-Мазды, его шесть эманации – благая мысль,
истина, власть (божия), благочестие, целостность, благосостояние и бессмертие,
соответственно связанные с шестью основными первосубстанциями – скот, огонь,
металл, земля, вода, растения. Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку
в качестве святого духа.
Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной
апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план
социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать
упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке
Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму
кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность
самого пророка – человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из
первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как
доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий – к религиям
основателя, пророка.
Суть зороастризма в самом общем виде, как уже говорилось, сводится к тому, что
все сущее делится на два полярно противоположных лагеря – мир света и добра и
царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая
основу мирового процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде
помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра, Ангро-Майнью –
силы зла. И далеко не случайно древние маздеистские божества в зороастризме
стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия,
благомыслия: Зороастр как бы обращался к Человеку с призывами помочь
благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше,
честнее, чище и, сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть
мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах Авесты люди
призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми
жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность,
осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной
идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро,
равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть
активными творцами собственной судьбы.
Мифология
зороастризма
Мифология зороастризма не очень красо
|
|