|
ских племен еще на их прародине в III тысячелетии до
н. э., если не раньше, они и после расселения сохранили между собой немало
общего, что легко фиксируется в ходе их сравнительного изучения. В целом эти
верования вполне соответствовали стандартам того раннерелигиозного комплекса, о
котором уже шла речь в третьей главе. Однако на протяжении долгих веков в
процессе расселения и после него в каждом из новых регионов ойкумены, освоенных
осевшими там индоевропейцами, развитие религиозных представлений шло хотя и на
единой общей основе, но своим путем. При этом важную роль играла общность
исторических судеб или географическая близость тех или иных племен,
первоначально перемещавшихся, скажем, в одном направлении, а позже отделившихся
друг от друга.
Такую близость, в частности, легко увидеть на примере индоиранской общности,
мигрировавшей к востоку и юго-востоку от прародины. Не вполне ясно, как и при
каких обстоятельствах, эта общность, объединенная самоназванием «арии»,
разделилась на части, одна из которых осела в восточной части Ирана, а вторая
продолжала кочевать в сторону долины Ганга. Но близость обеих частей вполне
очевидна, как достаточно заметна и их все возраставшая со временем взаимная
враждебность. Можно полагать, что взаимное отчуждение было обусловлено
усиливавшимся противостоянием оседло-земледельческой части общности
продолжавшим кочевать скотоводам, хотя не исключено, что поляризации частей ее
способствовал и раскол разросшегося коллектива на дуально-родовые группы.
Однако сам факт раскола очевиден и четко фиксируется при изучении религиозных
представлений и мифологии соответственно древних иранцев и индоариев. Оба
комплекса представлений были знакомы с двумя противостоявшими друг другу
классами божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев – дева
и асуры. При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась
благой, а вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же
Индра, но у индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев –
злокозненным демоном.
Отчетливое противопоставление благих сил (дева) и демонов-асуров в древней
Индии не оказалось (как это будет видно из последующего изложения) фундаментом
религиозных представлений индоариев, где на передний план вышли иные
мироустроительные и космические концепции. Зато в древнем Иране именно это
жесткое противостояние стало основой основ всех генеральных религиозных
конструкций. Мифологическая картина мира здесь строилась на фоне
противопоставления сил Добра и Света, воплощенных в этическом законе Арта и
олицетворенных великим Ахура-Маздой (греч. – Ормузд), и сил Тьмы и Зла,
воплощенных во лжи и олицетворенных Ангро-Майнью (Ариманом). Этот
ритуально-этический дуализм стал фундаментом всех доисламских религий Ирана.
Зороастризм и
маздеизм
Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т.е.
с учением великого пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафиксировано в
древнейшей священной книге Авесте. Письменный текст Авесты – достаточно
позднего происхождения (видимо, не ранее III в. до н. э.), тем более это
относится к ее многочисленным комментариям. Наиболее же древние части священной
книги, ее песнопения и гимны Гаты и Ясны, в том числе приписываемые самому
Зороастру, датируются примерно ХП-Х вв. до н. э., т.е. по времени близки к
ранним древнеиндийским ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в том, чтобы
определить, что именно написал и предложил сам Зороастр и что существовало
ранее и было лишь использовано пророком при проведении им своего рода
религиозной реформы. А решение этой проблемы в свою очередь зависит от того,
каким временем датировать годы жизни Зороастра.
Зороастр – личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально
существовавшим деятелем. О нем нет практически никаких достоверных сведений, а
время его жизни в разных древних источниках варьируется от XIII до VI в. до н.
э. Более поздние легенды повествуют о преследованиях, которым он подвергался,
изображают его культурным героем, великим пророком, спасителем человечества и т.
п. Но в наиболее ранних персидских текстах (ахеменидских надписях) о нем не
упоминается, хотя в этих текстах есть немало связываемых с его именем идей, в
частности в связи с прославлением Ахура-Мазды. Неудивительно, что специалисты
оказываются в затруднении. Одни вообще ставят под сомнение реальное
существование пророка, другие считают, что он в свое время впал в немилость и
был сознательно предан забвению, а третьи склонны видеть в религиозной системе
персов времен Ахеменидов лишь предтечу зороастризма – маздеизм, т.е.
первоначальную доктрину, которую впоследствии реформировал Зороастр.
Это последнее соображение заслуживает внимания, хотя оно тоже не отвечает на
вопросы, когда жил Зороастр, что именно он изменил в раннем маздеизме и как
|
|