|
вуречья, имели немало зооморфных черт и признаков:
бог Гор изображался с головой сокола, Собек – с головой крокодила, богиня
Бастет – с кошачьей головой. Многие животные почитались священными – бык,
крокодил, кошка, змея, птица ибис, жук скарабей и др. Как и в Двуречье, у
египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из
шины. Но главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге
богине Иси-де. Осирис и Исида испытали немалые приключения, связанные с гибелью
бога, отмщением его врагам и воскрешением умершего при помощи жены, что
символизировало идею плодородия, весеннего возрождения природы. В Долее поздних
мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых,
определявшего грехи и заслуги покойников. Это разделение умерших на грешников и
праведников, из которых первых в подземном царстве пожирали чудовища, а вторые
продолжали существовать в загробном мире, уже приближалось к идее о посмертном
воздаянии, столь детально разработанной позже в христианском и
индуистско-буддийском учениях о рае и аде, а еще раньше (правда, в менее
разработанной форме) – в иранском зороастризме.
Рождение подобной идеи в стране пирамид неудивительно. Каждый, кто мог это себе
позволить, старался обеспечить свое загробное существование в наилучшем виде,
как о том свидетельствуют богатые гробницы с разнообразным инвентарем,
скульптурными портретами умершего, изображениями сцен из его жизни и даже
фигурками-ушебти для выполнения различных работ на том свете. И хотя культ
этической нормы, который позже в более развитых религиозных системах был
положен в основу критерия, определявшего судьбу загробного существования
индивида, в древнеегипетских религиозных верованиях проявлялся не очень заметно,
зачатки его в форме осуждения за грехи и проступки появились еще в глубокой
древности.
Как и в Двуречье, в централизованном Египте существовало множество богов,
причем выдвинувшийся на первое место в эпоху Нового царства главный из них,
Амон-Ра, отнюдь не вытеснил остальных. Жрецы каждого из богов обычно стремились
к определенной самостоятельности и были преданы именно своему божеству, хотя, в
принципе, могли служить и другим. Однако даже самые влиятельные жреческие
группировки не могли рассчитывать на единовластие. В Египте, как и в других
обществах древности, включая и античную Грецию, господствовал политеизм. Время
для монотеизма еще не настало. И все-таки именно в Египте с его наибольшей
степенью централизации политической власти эта идея возникла раньше всего.
Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в.
до н. э. Вступив на престол в момент острого политического кризиса, он
попытался было опереться в борьбе с фиванскими жрецами Амона на жрецов других
храмов. Не добившись успеха, Аменхотеп решился на резкий переворот: он отменил
культы Амона, Пта и других влиятельных египетских богов и учредил новый
всеобщий и обязательный для всех культ единого бога Атона – бога солнца,
солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон (угодный Атону) и построил
новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога.
Однако реформа не имела последствий: вскоре после смерти Эхнатона культы старых
богов были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.
Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в
целом достигла весьма высокого уровня. Проявившаяся в Египте впервые в истории
тенденция к монотеизму, т.е. к всеобщей вере в единого для всех всемогущего
божества, не прошла бесследно: есть определенные основания ставить вопрос о том
влиянии, которое она оказала на развитие монотеистической религии древних
евреев, о чем пойдет речь ниже. Здесь же необходимо еще раз подчеркнуть, что
ранние религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта
– сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего
ближневосточного региона, в доктринальном и ритуально-культовом плане
достаточно близких к ним. Третьей и во многом принципиально отличной от первых
двух религиозной системой ближневосточной древности, оказавшей заметное
воздействие на систему верований этого обширного региона, был зороастризм.
Глава
5
Религии древних
иранцев
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров
ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных
представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и
наполненных приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически
древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов,
принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции. Гипотетическая
прародина индоевропейцев до сих пор не вполне ясна и вызывает ожесточенные
споры специалистов. В самом общем виде ее можно локализовать районами
Причерноморья, включая Анатолию, и Прикаспием. Именно отсюда различные ветви
индоевропейцев, преимущественно скотоводов, стали на рубеже III-II тысячелетий
до н. э. энергично мигрировать на восток, юг и запад, что со временем привело к
возникновению нескольких древних цивилизаций (греческой, иранской, индийской) и
оказало немалое воздействие на развитие других очагов мировой культуры, вплоть
до Китая.
Ранние верования индоевропейских народов достаточно хорошо запечатлены в
древнеиндийских ведах и религиозных представлениях греков, германцев и славян.
Сложившиеся в среде пастуш
|
|