|
о видно на примере мифов о мироздании, в том
числе построений на тему о так называемом мировом дереве, мировой оси, мировой
горе, о возникновении вещей и существ, включая человека, в результате
расчленения тела первозданного великана и т.п. Немало общего в космологических
и космогонических мифах, в представлениях о загробном мире, о небесах и
небожителях. Речь не идет о том, что все сюжеты возникали где-то в одном месте,
а оттуда распространялись. Имеется в виду иное: где бы и что бы в интересующем
нас плане ни возникало – рано или поздно оно становилось достоянием всех тех,
кто был подготовлен для восприятия упомянутого новшества. Это касается и
великих открытий в материальной сфере (колесо, земледелие, обработка металла и
т.п.), и нововведений в сфере идей, о чем сейчас и идет речь. Сфера идей отнюдь
не ограничивается мифологией.
Заимствование сходных идей и представлений, взаимовлияние культур и уравнивание
культурного потенциала за счет использования достижений вырвавшихся вперед
народов всегда было законом развития человечества. Если бы этот механизм
взаимодействия не работал, и каждому народу приходилось бы заново все
изобретать, картина мира была бы совершенно иной. Результатом действия
механизма диффузии культурных достижений можно считать и то, что, в конечном
счете, одни и те же формы примерно в одинаковом комплексе характеризовали
религиозные представления сапиентных людей уже на стадии верхнего палеолита.
Этнографы и религиоведы немало внимания уделили анализу этого комплекса у
первобытных племен и народов Австралии, Океании, Африки, ряда районов Азии и
Америки, т.е. там, где местные народы в силу тех или иных причин не дошли в
своем развитии до практики регулярного производства пищи. Результаты изучения
показали, что при всех огромных различиях в образе жизни для народов, о которых
идет речь, характерно и нечто общее – в первую очередь упомянутый уже комплекс
раннерелигиозных представлений. Речь идет о комплексе как таковом. Детали этого
комплекса были весьма разными. Различалась и иерархия предпочтений.
Так, например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным элементом
комплекса был тотемизм с разработанной системой табу. Именно на примере
австралийских аборигенов и их верований и был изучен тотемизм, следы и признаки
которого затем специалисты обнаружили едва ли не у всех отставших в своем
развитии народов. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока
(хорошо изученных в интересующем нас плане отечественными учеными, прежде всего
Л. Я. Штернбергом) явно доминировала магия с ее бросающейся в глаза шаманской
обрядностью. Шаман у этих народов всегда являлся центральной и наиболее
уважаемой фигурой, его рекомендациям и указаниям следовали почти беспрекословно,
его авторитет считался непререкаемым. Что касается народов Африки, то они
отличались своей склонностью к фетишизму. Обилие идолов и амулетов, равно как и
анимистическое одухотворение предметов и сил природы,– все это до недавнего
времени было характерно для большинства негритянских народов, особенно из числа
сравнительно отсталых.
Однако выдвижение на передний план какой-либо части комплекса не означает, что
та или иная группа племен, тот или иной регион не были знакомы с остальными его
элементами. Можно найти много различий в деталях, акцентах, предпочтениях, в
обрядах и культах, в изображениях и амулетах, но при всем том в принципе
комплекс будет одним и тем же, состоящим из тех же элементов: тотемизма,
анимизма, магии, фетишизма, мифологических преданий. И объясняется это
принципиальное единообразие именно безотказным действием механизма культурной
диффузии.
Как известно, эпоха верхнего палеолита с характерными для нее первобытными
родовыми коллективами охотников и собирателей, умевших лишь присваивать дары
природы, пришла к концу около 10-12 тыс. лет назад, когда на смену ей появились
вначале мезолит, а затем земледельческий неолит. На протяжении нескольких
тысячелетий протекал сложный процесс перехода от общества присвоения, когда
первобытный человек в суровой борьбе с природой добывал скудные средства для
своего существования, к обществу нового типа, основанному на регулярном
производстве пищи, т.е. на земледелии и домашнем скотоводстве. Этот процесс
именуется неолитической революцией, потому что связанные с ним радикальные
преобразования сыграли роль революционного переворота в истории общества.
Религиозные представления эпохи
неолита
Неолитическая революция резко изменила образ жизни людей, оказавшихся в сфере
ее воздействия. Человек научился выращивать одомашненные им злаки, создавать
запасы пищи, и это привело его к оседлому образу жизни, к практике
строительства прочных помещений, прежде всего жилищ и амбаров. Человек приручил
животных и научился пользоваться продуктами животноводства, не только мясом, но
и молоком, и шерстью. Знакомство с производством пищи и строительством вызвало
к жизни появление новых необходимых материалов: человек научился обрабатывать
глину, из которой стал выделывать сосуды для хранения пищи и питья, строить
свои жилища. Несравненно лучше, чем его верхнепалеолитические предшественники,
человек эпохи неолита владел и обработкой камня, включая шлифовку и полировку
каменных изделий, – это важное отличие и дало наименование всей эпохе (неолит –
новый каменный век, т.е. век новых приемов обработки камня).
Новые производственные возможности открыли перед земледельцами неолита новые
горизонты. Земледельцы селились более компактными и многочисленными группами,
чем
|
|