Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Л.С. Васильев :: История религий Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 180
 <<-
 
ах 
реального мира.

Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового 
общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних 
религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир 
сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической 
силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия 
человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому 
должное уважение к ним – первейшая обязанность коллектива, если он хочет 
нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой.
 Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, 
естественным, в его русле долгие десятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь 
общества – по крайней мере, до эпохи неолита, а для более отсталых народов и 
много позже, в отдельных случаях вплоть до наших дней.

Первобытная мифология. Комплекс верований и представлений первобытного человека,
 как и вся его реальная жизнь со всеми ее трудностями, проблемами и 
достижениями, находили свое отражение в устной традиции, которая, закрепляясь в 
умах и обрастая со временем фантастическими деталями, способствовала рождению 
мифов, возникновению первобытной мифологии.

Мифопоэтическое творчество всегда было тесно связано с духовной жизнью и 
религиозными представлениями людей. Это легко понять: коль скоро основой 
духовной жизни первобытного человека были его родство с тотемом, культ умерших 
предков, одухотворение мира или перенесение магической силы на идолы и амулеты, 
то неудивительно, что центральное место в мифологии занимали зооантропоморфные 
предки или обоготворенные герои, которым под силу любые чудеса. С именами так 
называемых культурных героев в мифах обычно ассоциировались важнейшие 
изобретения или нововведения, будь то добывание огня или установление форм 
семьи и брака, изготовление оружия и орудий труда или учреждение правил 
инициации. Большое место в первобытной мифологии занимали и космогонические 
сюжеты, т.е. предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и 
животных, наконец, человека. В мифах отчетливо прослеживается влияние 
тотемизма: духи нередко обладают волшебным свойством перевоплощаться, менять 
свой облик; обычным делом считаются брачные связи между человеком и животным, а 
то и фантастическим монстром.

В первобытной мифологии в образной форме обычно запечатлевались те важнейшие 
связи между жизнью и смертью, природой и культурой, мужским началом и женским, 
которые ранее всего осмыслялись человеком в процессе его наблюдений, изучения 
законов мира. Анализ этих важнейших противостояний, как и вообще основных 
мифологических сюжетов, является ныне одним из важных источников для 
реконструкции древнейших этапов истории человека, для познания тех важных 
закономерностей, которые были характерны для жизни первобытного человека. В 
частности, этот анализ позволяет ставить вопрос о той большой роли, которую 
играли в первобытном обществе культурные влияния и заимствования.




Заимствования и взаимовлияния 
культур

Специалистам хорошо известно, сколь замкнуты были первобытные коллективы, как 
четко действовала основная социальная оппозиция «свои – чужие», закрепленная 
нормами тотемизма. Естественно, это в немалой степени ограждало данную 
этническую общность от влияний извне. И все-таки эти влияния не только 
существовали, но и, просачиваясь через самые узкие щели, оказывали немалое 
воздействие, как на материальную, так и на духовную жизнь людей. На примере 
мифологии эти влияния и связанные с ними культурные заимствования особенно 
наглядны.

Едва ли сходные мифологические сюжеты возникали у каждого небольшого племени 
самостоятельно и независимо от того, чем располагали его соседи. Как раз 
напротив: несмотря на тотемные оппозиции, общение с соседями всегда открывало 
каналы для влияний, тем более в сфере духовной культуры. Сюжеты мифов 
распространялись и легко воспринимались теми, чей уровень культуры, бытия, 
духовной жизни и религиозных представлений хоть сколько-нибудь соответствовал 
отраженным в том или ином мифе сюжетным поворотам. Конечно, это не означало, 
что от племени к племени через континенты кочевали одни и те же имена, детали 
рассказа, повороты фабулы. Все это частично менялось, обрастало добавлениями, 
перемешивалось с уже существующими местными преданиями, принимало иную окраску, 
новую концовку и т.п. Другими словами, каждый народ вносил в предание нечто 
свое, так что оно со временем становилось именно его мифом. И все же основа 
сюжета сохранялась, что довольно легко реконструируется сегодня специалистами в 
области структурной антропологии, в частности известным французским ученым К. 
Леви-Строссом.

Специалисты уже достаточно давно доказали, что количество основных 
мифологических сюжетов невелико – эти сюжеты не только хорошо изучены, но даже 
и пронумерованы. Не вдаваясь в детали, стоит заметить, что такого рода 
генеральное единство сюжетов хоро
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 180
 <<-