|
то было доступно их предшественникам. Защищенные от нападения врагов и
диких зверей поселки разрастались и окружались дочерними поселениями. Спокойная
и обеспеченная пищей жизнь способствовала увеличению рождаемости и выживанию
детей. Быстро увеличивавшееся население расселялось на новые земли.
Изменившийся образ жизни создал новые условия для развития религиозных
представлений. Потребности земледелия, необходимость долгого терпеливого
ожидания урожая и важность точного исчисления времени, циклов годовых сезонов –
все это оказалось причиной принципиально нового интереса земледельческих племен
к небу и земле, солнцу и луне, дождю и ветру, т.е. к тем силам природы, от
которых зависело теперь благосостояние земледельца. А это значит, что
зависимость от могущественных духов стала заметнее и ощутимее, мольбы и жертвы
в их честь начали приноситься чаще, а представления об их сверхъестественных
возможностях все возрастали. В результате древние духи – объект анимистического
культа – постепенно превращались во все более могущественных богов, в чью честь
создавались алтари и храмы, кому денно и нощно служили специально выделявшиеся
из коллектива земледельцев специалисты-служители, будущие жрецы.
Трансформировались и древние тотемистические представления. Земледельцы, чье
благосостояние уже не зависело от результатов охоты, не нуждались в почитании
зверя. Однако представления о тотемическом родстве с животными продолжали
сохраняться в памяти поколений, что находило свое отражение в перенесении
зооморфного облика на некоторых из возвысившихся божеств, многие из которых
имели либо голову, либо часть тела какого-либо животного, птицы или рыбы.
Сохранялись и даже более красочно разрабатывались в мифологических преданиях
представления о родстве предков данной общности с почитаемыми ею божествами,
заместившими собой древние тотемы.
Видоизменился и характер фетишизма. Идол» могущественных богов приняли вид
крупных статуй, помещавшихся близ алтарей либо в храмах, где в их честь
приносились жертвы, в том числе и кровавые. Иногда вместо идолов по-прежнему
употреблялись условные предметы-символы – обелиски, валуны, группы камней.
Восходя к ранним фетишам, эти фигуры и сооружения символизировали собой
святилища, которые считались причастными к божеству и близ которых возносились
молитвы, совершались ритуалы.
Изменилась и магия. На смену примитивным приемам колдунов, стремившихся наслать
порчу на врагов, обеспечить удачную охоту или добиться от духов выполнения
желаемого, пришли гораздо более строгие и тщательно разработанные обряды
общения с божествами, включая нормы ритуала, порядок принесения жертв и молитв.
В основе их лежала все та же древняя магия. Однако появились и некоторые
нововведения, близкие ей по духу и углублявшие ее возможности, обогащавшие
арсенал ее методов и целей.
Одним из таких нововведений была мантика, т.е. система гаданий и предсказаний,
близкая магии и основанная на тех же магических принципах и приемах. Но цель ее
иная – не вызвать желаемые действия, а лишь узнать о них. Возможно, в
зачаточном виде мантические гадательные обряды практиковались и до эпохи
неолита, но как завершенная система гаданий мантика сформировалась именно в это
время, причем появление ее было вызвано увеличившимся значением роли божеств и
их воли в жизни земледельцев. Трепетавшие перед созданными ими же
могущественными богами, земледельцы неолита были крайне заинтересованы в их
благожелательном отношении. Принося жертвы и мольбы божествам сил природы или
обожествленным предкам, они хотели иметь хотя бы некоторую уверенность в том,
что их жертвы и мольбы достигают цели, что они не напрасны, что божество или
обожествленный предок окажут им требуемую помощь, согласятся выполнить просьбу.
Но как узнать об этом? Вот здесь-то и приходила на помощь мантика со всем
арсеналом се средств.
В отличие от сравнительно примитивных магических обрядов, доступных любому
шаману, мантика требовала более высокого культурного уровня. Исполнявший обряд
гадатель должен был следовать достаточно сложной системе условных символов,
расшифровка которых только и могла дать ответ на конечный вопрос: удовлетворено
ли божество, готово ли оно дать четкий ответ на посланную ему просьбу. Система
символов бывала различной ~ от элементарного жребия до весьма сложного
сочетания линий, трещин, точек и черточек. Гадания могли производиться по
полету птиц, траектории движения брошенных предметов и т.п. Но сложность
профессии гадателя была не только в умении производить обряд.
По мере развития общества и усложнения социальных связей в коллективе
неолитических земледельцев вставали новые и более сложные проблемы. Мало было
уже только произвести гадание о том, выпадет ли так нужный земледельцу дождь.
Важно было узнать, не пойдет ли на деревню войной соседнее племя, стоит ли
заключить союз с ним, сулит ли удачу намечаемая экспедиция и т.п. Все эти и
множество других вопросов, имевших отношение более к политике, нежели к сфере
сверхъестественного, входили в компетенцию гадателя, от которого зависело
правильно сформулировать вопрос и однозначно р
|
|