|
в, тотемов.
Выше упоминалось о теории Л. Леви-Брюля с ее логическим и пралогическим
мышлением. Опираясь на нее, можно заключить, что мышление человека (особенно
первобытного) состоит из двух секторов. Один из них следует строгим законам
логического мышления и каузальных связей. По мере накопления знаний о мире его
значение возрастает. Второй сектор имеет иной характер: он связан с проблемами,
имеющими случайный и вероятностный характер, решение которых зависит от игры
случая или непознаваемых привходящих обстоятельств (будет ли дождь; удачна ли
будет охота или война). Этот-то сектор и диктовал первобытному человеку
положиться на помощь сверхъестественных сил, он и породил паралогическое
магическое мышление, игравшее столь заметную роль в процессе развития
религиозного осмысления мира.
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на
протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди
– колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо,
преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и
истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами,
передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Сам
магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что
посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с
бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или
колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично,
до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями
зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко
впадал в транс, ничего не видел, не слышал – считалось, что именно в этот
момент и происходит его контакт с миром духов.
В глубокой древности магические обряды носили, возможно, более общий характер и
были менее дифференцированы. Позже дифференциация их достигла значительных
размеров. Современные этнографы, в частности С. А. Токарев, разделяют магию по
методам воздействия на контактную (соприкосновение носителя магической силы –
колдуна-шамана или волшебного амулета – с объектом), инициальную (магический
акт направлен на объект недосягаемый, в силу чего осуществляется лишь начало
желаемого действия, конец которого предоставляется сверхъестественным силам),
парциальную (опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т.п.), имитативную
(воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на
вредоносную, военную, промысловую, лечебную и др.
В целом магия как серия ритуальных обрядов была вызвана к жизни реальными
потребностями общества, которые в силу определенных непредсказуемых
обстоятельств бытия диктовали такого рода путь связи с миром сверхъестественных
сил. Однако в то же время магия сыграла немалую роль в закреплении в сознании
людей пралогического мышления, что сыграло важную роль в процессе формирования
религиозного сознания. Ведь по мере развития магического мышления человеку
стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый
результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от
привходящих обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного. А это вело к
тому, что многие конкретные явления и даже отдельные предметы начинали
восприниматься в качестве носителей магической силы.
Возник первобытный фетишизм, суть которого сводится к приписыванию отдельным
предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение
желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым
считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа,
обряд очищения после обряда похорон и т.п.), так и полезном.
Фетишизм проявился в создании идолов – предметов из дерева, глины и иных
материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели
опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое
приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко
имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно
приемам контактной и имитативной магии.
Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего
комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека. В самом деле,
анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом тех же
мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось
представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного,
сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира при всей бесплотности
его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что
и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события,
не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от
воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы
сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою
сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно
укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. И, наконец,
появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство
перемещаться во времени и пространстве, но и может оказаться в предме
|
|