|
предков и веры в их сверхъестественные
возможности, а с другой – к изменению отношения к тотему, в частности к
появлению запретов на употребление тотема в пищу. Возникла система
запретов-табу, важнейший из которых относился к запрещению употреблять в пищу
тотем, за исключением тех случаев, когда потребление мяса тотема носило
ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и
правилах.
Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной
родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений.
Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные
классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками.
Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая
предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т.п. Ряд других табу призван
был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила
погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины.
Все эти табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды инициации, т.е.
приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало
женщинам присутствовать при мужских обрядах, а мужчинам – при женских.
Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том числе и пища, также подчас бывали
табуированы. Исследователи приводят примеры того, как воспринималось нарушение
табу.
Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой
Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда
последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было
табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Примеры
подобного рода далеко не единичны, причем все они свидетельствуют о том, что
закрепленные в табу запреты почитались первобытным человеком в качестве
священных и непреложных, нарушение которых неизбежно каралось смертью. Сам факт
осознания нарушения табу парализует волю нарушителя, способность его организма
к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.
Таким образом, тотемизм с его верой в обладающего сверхъестественными
возможностями тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим,
системой запретов-табу оказался исторически одной из первых форм религиозных
представлений возникающей социальной общности – родовой общины. На раннем этапе
формирования человеческого общества тотемизм выполнял основные функции религии
– интегрирующую, регулирующе-контролирующую и даже в определенной степени
компенсирующую. Правда, эту последнюю функцию значительно более полно выполняла
в то далекое время другая ранняя форма религиозных верований и представлений –
анимизм.
Анимизм – это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных,
растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и
сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в
глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до
формирования родовых коллективов, т.е. в эпоху первобытных орд. Однако как
система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера
анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом.
В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной
родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели
более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому,
причем воспринимались вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди
обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю,
солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их
существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и
леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить,
привлечь на свою сторону и т.п. Даже отдельное заметное дерево, крупный
камень-валун, небольшой пруд – все это в представлении первобытного дикаря
имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред.
А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям
следовало относиться со вниманием, т.е. приносить определенные жертвы,
совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.
Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников,
продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме,
служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими
анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков,
первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в
гигантском мире потусторонних сил.
Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в
практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках
которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за
существование находили свое отражение. Это отражение было
иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с
реальной жизнью выпадала на долю магии.
Магия – это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на
сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла
параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было
реализовать воображаемые связи с миром духов, предк
|
|