|
находиться в общении с бесами (в греческом подлиннике – демонами) и приносить
им жертвы. Но в III в. античных богов христиане уже выслеживали…
Очень важным фактором для развития и распространения христианского
вероучения было появление среди христиан II в. людей образованных, знакомых с
греко-римской философией и наукой. Кризис рационалистической философии приводил
к тому, что многие философы, учителя красноречия стали искать соединения
философии и религии именно в христианстве. Начинают появляться теоретические
сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения (так называемые
апологии). Первая известная нам апология была создана около середины II в.
неким Аристидом из Афин. Одним из самых значительных апологетов христианства
был Юстин, происходивший из богатой греческой семьи, которая жила в Палестине.
По его собственным словам, он учился у разных философов (у стоиков, у
последователей Аристотеля; больше всего его увлекла философия Платона), но в
конце концов стал христианином и начал проповедовать новое учение, переезжая из
города в город. Он основал в Риме христианскую школу.
Среди первых христианских теологов II-III вв. преобладали люди
высокообразованные: Минуций Феликс был известным адвокатом; огромной эрудицией
обладал Климент Александрийский, выходец из аристократической семьи, до своего
обращения в христианство занимавшийся философией; епископ Карфагена Киприан был
учителем красноречия… Во второй половине II в. в Александрии была создана школа
христианского богословия, во главе которой одно время стоял Климент, а затем
Ориген, Все эти люди участвовали в становлении христианского богословия,
вырабатывали отношение христианства к античной культуре, критикуя ее и
одновременно многое из нее заимствуя. Их деятельность, в свою очередь,
привлекала к христианам все больше образованных людей, которые переставали
видеть в христианстве только зловредное суеверие, каким оно казалось писателям
начала II в. (например, Тациту) (Подробнее о становлении христианской философии
см.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979).
Распространение христианства в верхах общества не означало уменьшения
притока в христианские общины бедных и обездоленных. В христианских легендах о
мучениках, погибших во времена гонений, упоминаются рабы и вольноотпущенники.
Известно, что бывшим рабом являлся руководитель христианской общины Рима
Каллист. Для таких людей по-прежнему не было выхода в реальной жизни, и поэтому
идея равенства перед богом по-прежнему их привлекала, а возможность получения
помощи от богатых собратьев по вере мирила многих бедняков с нарождавшимся
внутри общин неравенством. Невзирая на конфликты внутри христианских групп,
христиане активно приходили на помощь своим попавшим в беду собратьям. Лукиан в
упоминавшейся уже истории Перегрина рассказывает, что, когда тот находился в
тюрьме в Палестине, к нему прибыли посланцы даже от малоазийских христиан,
чтобы «замолвить за него словечко на суде и утешить его». Разумеется, это не
могло не привлекать к христианам людей, стоявших на нижних ступенях
общественной лестницы, которым трудно было рассчитывать на чью-либо помощь.
Во II-III вв. христианство начало проникать в деревни. Уже в письме
Плиния к Траяну говорится о распространении христианства в сельских местностях.
В III в. в сельских поселениях Малой Азии, прежде всего во Фригии, появляются
отдельные надгробия христиан. Судя по ним, христианство распространялось в
деревнях неравномерно: есть области, где христианских надписей на надгробиях до
IV в. (т. е. до признания христианства государством) практически нет совсем, а
есть местности, где они встречаются довольно часто. Пока еще ученые не
располагают достаточными данными, чтобы открыть причину этой неравномерности.
Отчасти ее, по-видимому, можно объяснить различной степенью живучести местных
деревенских культов; ряд исследователей полагают, что появление христианских
надписей во Фригии до Никейского собора (325 г.) связано с распространением в
этих районах христианской ереси монтанистов, которые считали своим долгом
открыто заявлять о принадлежности к христианству. Малоазийские христианские
надгробия интересны тем, что в них подчас сочеталась языческая и христианская
символика, языческие символы (например, виноградная лоза) переосмыслялись в
аллегорическо-христианском духе (Часть надписей на надгробиях христиан III в.
разобрана в книге: Голубцова Е. С. Идеология и культура сельского населения
Малой Азии I-III вв. М., 1977). Именно в сельских местностях на уровне народных
верований происходило интенсивное смешение языческих и христианских элементов.
Интересно также, что в сельских местностях дольше сохранялись традиции ранних
христианских организаций. Там даже в надписях IV в. упоминаются
женщины-дьякониссы (возможно, это также влияние монтанизма, выступавшего против
епископальной церкви). В одной из деревенских надписей бог и Иисус Христос
упомянуты раздельно: по-видимому, верующий, поставивший это надгробие,
воспринимал Иисуса как мессию, посланного богом, т. е. так, как его
воспринимали многие первые христианские группы.
В III-IV вв. в выступлениях сельских рабов и колонов принимали участие и
христиане. Ряд этих восстаний имел религиозную окраску. Одним из самых крупных
движений подобного рода было движение циркумцеллионов (что означает дословно
«вокруг клетей бродящие»), развернувшиеся в сельских местностях Северной Африки.
Циркумцеллионы грабили крупные имения, убивали землевладельцев, освобождали
рабов и должников и в то же время проповедовали идеи христианского равенства.
Распространение христианства в самых разных слоях населения приводило к
изменению и усложнению христианского вероучения. С одной стороны, образованная
элита создавала христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную
большинству верующих, с другой – низы населения, особенно из сельских
местностей, где сильны были традиционные местные верования, привносили в
христианство элементы языческих представлений, наивно объединяя черты своих
|
|