|
его душе райское блаженство).
В III в. в ряде районов появляются надгробия, на которых увековечены
имена людей, принадлежавших к новому вероучению. На общем надгробии некой
знатной семьи из г. Аполлонии в Малой Азии (представители этой семьи занимали
наследственную должность членов городского совета) один из ее членов назван
христианином. В другой знатной семье (она прослеживает своих предков вплоть до
Августа) из этого же города также были христиане. По свидетельству Тертуллиана
(III в.), приближенным императора Септимия Севера был прокуратор-христианин; а
в изданном в середине III в. эдикте императора Валериана говорится о наказании,
которому должны подвергнуться за приверженность к христианству люди,
принадлежащие к высшим сословиям в государстве (сенаторы и всадники). То, что
римская знать стала обращаться в христианство, не должно вызывать удивления.
Если римские сенаторы готовы были верить «пророку» Александру, то еще сильнее
могли привлекать их христиане, чье учение создавало ощущение неформальной
общности, обещало спасение каждому, к какой бы народности он ни принадлежал и
какое бы социальное положение он ни занимал.
Увеличение числа состоятельных людей среди христиан шло не только за счет
проникновения извне; некоторые христиане, продолжая свою «мирскую» деятельность,
могли использовать связи между христианами разных городов, помощь, оказываемую
собратьями, а иногда и общинные средства для личного обогащения. В письме
епископа Смирны Поликарпа христианам г. Филиппы (около середины II в.), между
прочим, сказано, что автор письма скорбит о некоем Валенте, который некогда
принадлежал к служителям общины (клиру), но проявил страсть к обогащению
(по-видимому, за счет общинных фондов). Одним из способов приобретения богатств
руководителями христианских общин была опека над завещанным имуществом.
Христиане достаточно часто завещали свое имущество общине, назначая
душеприказчиками пресвитеров; нередко пресвитеров назначали и опекунами над
малолетними детьми. Использование наследства и опекунства в личных целях
вызывало в III в. особые решения епископов, запрещавшие клирикам заниматься
мирскими делами.
Вопрос об отношении к богатству (не к богатству вообще, находящемуся вне
мира христиан, как это было в I в., а к реальному богатству конкретных людей,
входящих в христианские общины) остро стоит в христианской литературе II-III вв.
, и актуальность этого вопроса указывает на достаточную распространенность
христианства среди зажиточных слоев населения.
Эта проблема рассматривается, в частности, в произведении «Пастырь»,
автором которого считается некий Герма, живший, по-видимому, в период правления
Антонинов. Герма, по его собственным словам, происходил из вольноотпущенников,
разбогател, потом разорился. Его произведение, написанное в жанре апокалипсиса
(оно представляет собой описание видений, явившихся автору), полно сочувствия к
беднякам. Герма говорит, что, будучи богатым, он был бесполезен богу,
разорившись же – стал полезным. Тем более показательно его отношение к
богатству: богатые христиане – это тоже камни, из которых строится церковь, но
во время гонений эти люди «ради богатств своих могут отречься от господа».
Чтобы спастись и стать настоящими христианами, они должны уменьшить свое
богатство, отдав часть его неимущим. Он призывает к благотворительности: «Итак,
благотворите, кто сколько получил от господа…» Отношение Гермы к богатству –
типично для христиан II-III вв. Никаких изменений к лучшему в земной жизни не
произошло, второе пришествие не наступает, значит, единственная надежда в этом
мире на помощь своих более благополучных собратьев по вере. Герма даже пытается
обосновать взаимную зависимость богатых и бедных: богатые, отдавая часть своего
состояния бедным, становятся угодными богу, так как бедняки, живущие за счет
подаяния, молятся за них. Только к тем, кто наживается за счет верующих, Герма
непримирим. Так, он резко осуждает тех служителей, которые «худо исполняли
служение», расхищая имущество вдов и сирот и наживаясь от своего служения.
Итак, даже в среде христиан из низов появляется примирительное отношение
к богатым, что, в свою очередь, способствовало притоку зажиточных людей в
христианские общины. А в III в. христианский богослов Климент Александрийский
написал сочинение «Какой богатый спасется?», в котором осуждает стремление к
роскоши, свойственное верхам римского общества, но при этом он не выступает
против богатства как такового. «Господь не осуждает богатства и не лишает людей
небесного наследия за одно то, что они богаты, особенно когда они ревностны в
исполнении его заповедей», – пишет Климент.
В III в. меняется в христианских общинах и отношение к занятию различных
государственных должностей, что христиане I в. считали совершенно недопустимым.
По-видимому, к началу IV в. христиан, занимавших городские должности, было уже
такое количество, что съезд епископов (собор), собравшийся в 305 г. в г.
Эльвире, вынужден был высказать свое отношение к этим людям. Судя по
постановлению собора, были христиане, занимавшие даже официальные жреческие
должности. Собор постановил, что тем, кто приносил жертвы и устраивал кровавые
игрища, нельзя состоять в христианской общине до конца дней; тем же, кто
устраивал только праздничные игры, доступ разрешался, но лишь после
соответствующего покаяния. Такое сравнительно терпимое отношение к занятию
христианами жреческих должностей (речь шла прежде всего о служителях
императорского культа) было вызвано не только притоком в христианство людей,
занимавших те или иные официальные должности, связанные с оказанием божеских
почестей императору, но и с изменением отношения христиан к официальным
языческим культам, ставшим в их глазах просто частью государственной машины.
Для первых христиан языческие божества были реально существующими демонами,
враждебными силами. В Первом послании Павла к коринфянам говорится, что нельзя
|
|