Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
местных божеств с образом христианского бога.
      Во II-III вв. христианство распространялось не только в разных слоях 
населения империи, но и в разных провинциях. В начале II в. по-прежнему 
наибольшее число христиан было в Малой Азии и Сирии; на Балканском же 
полуострове в этот период известны христианские общины лишь в нескольких 
городах (Коринфе, Филиппах, Фессалониках). Судя по рассказу Лукиана о Перегрине,
 примкнувшем к христианам в Палестине, там во II в. сохранялись отдельные 
группы христиан (точнее, иудеохристиан, в частности эбионитов), но 
сколько-нибудь значительной роли палестинское христианство не играло. После 
разгрома восстания Бар-Кохбы продолжалась эмиграция христиан из Палестины не 
только на запад, но и на восток. Во II в. христиане появляются в Северной 
Месопотамии. Характерно происхождение крупных христианских деятелей и писателей 
II в.: Юстин был родом из Самарии, его ученик Татиан и Теофил – из Месопотамии, 
Афинагор, по-видимому, из Афин, Ириней, автор огромного сочинения против ересей,
 из Малой Азии; даже писатель Ипполит Римский, хотя и жил в Риме, происходил 
откуда-то из грекоязычных восточных провинций империи. Сравнительно рано 
христианство появляется в Египте. Первой третью II в. датируются папирусные 
фрагменты христианских сочинений, найденные в Египте; среди них фрагменты 
писаний, вошедших в Новый завет, а также отрывки из неизвестных евангелий (в 
одном из них используется традиция, близкая к трем первым евангелиям Нового 
завета, в другом – к Евангелию от Иоанна). На территории Египта христианство 
распространилось прежде всего, вероятно, в Александрии, где жило много 
грекоязычных иудеев. Среди александрийских христиан было немало образованных 
людей, и именно там была открыта специальная богословская школа, которой, как 
уже упоминалось, во II-III вв. руководили такие выдающиеся христианские 
писатели и теологи, как Климент Александрийский и Ориген.
      В течение II в. отдельные христианские общины появляются в южных районах 
Египта – Ахмиме, Асьюте, Хенобоскионе, где после второй мировой войны была 
найдена настоящая библиотека христиан-гностиков (на коптском языке). Эта 
находка свидетельствует о том, что в Египте распространялась разновидность 
христианского вероучения, не совпадавшая с учениями малоазийских и римских 
христиан. Распространение христианства в его гностическом понимании среди 
сельских жителей Египта было связано с традициями египетских веровании, 
оказавших влияние на гностиков, и с теми пассивными формами борьбы, которые 
египетские крестьяне применяли против власть имущих. Такой формой борьбы был 
«анахоресио», уход, бегство землевладельцев из своих селений. Беглецы 
нанимались в батраки, становились бродягами. Римские власти активно боролись с 
бродяжничеством, ловили бродяг, наказывали их, возвращали на прежнее место. 
Многие беглецы вступали в тайные религиозные общины, селились в труднодоступных 
местах. Со II в. в Египте появляются первые монахи (слово «монах» означает 
«одинокий»). В уединении эти люди стремились «освободиться» от мира зла и 
обрести то душевное состояние, которое обеспечило бы им мистическое слияние с 
божеством. В египетских гностических учениях многое было взято из 
древнеегипетских религиозных представлений и из учений египетских жрецов (в 
частности, ряд магических формул и заклинаний христиан-гностиков был 
заимствован из древних культов Египта). Египетским земледельцам была привычна 
вера в магическую силу произнесенного слова или имени. Они верили, что знание 
имени бога приобщало человека к нему, а знание имени демона давало человеку 
власть над этим демоном. У гностиков Слово (Логос), имя, понятие отрывалось от 
конкретной реальности и выступало как самостоятельная извечная сущность. 
Вероятно, не все египетские земледельцы, бежавшие от налоговых тягот в глухие 
районы Верхнего Египта и вступавшие в общины гностиков, полностью осознавали 
сложную мистику учения последних, но они вкладывали в рассуждение о 
Логосе-Христе, о силе божественного Слова свои магические представления.
      Распространение христианства на западе империи шло значительно более 
медленными темпами. Исключение составляла лишь ее столица – Рим. В Риме жили 
люди, приехавшие или привезенные туда (если это были рабы) из самых отдаленных 
концов империи. Там можно было встретить почитателей самых разных богов; 
поэтому нет оснований сомневаться в том, что уже во времена Нерона там 
проживали и христиане.
      Мы не можем сказать, насколько многочисленны в конце I в. были римские 
христиане. Вероятно, их было не так уж много, и все они, если судить по именам, 
упомянутым в посланиях Павла, были не коренными римлянами. В конце Деяний 
апостолов рассказывается о встрече Павла с руководителями иудейской общины Рима.
 В этом эпизоде иудеи, между прочим, говорят, что они ничего о Павле не слышали,
 знают только, что об этом учении (т. е. о христианстве) спорят. Таким образом, 
христиане, по-видимому, были в Риме в I в. еще небольшой замкнутой группой, о 
которой даже многие живущие там иудеи знали мало. Во II в. число христиан в 
Риме заметно увеличивается. Со второй половины II в. в римских катакомбах – 
подземных галереях и каменоломнях, сохранившихся с древности, появляются 
специальные христианские кладбища; начиная с III в. христиане прорубали в 
катакомбах и новые галереи для своих захоронений. Погребение умерших занимало 
важное место в христианском культе: ведь христиане верили в воскресение во 
плоти, поэтому они отвергали принятый среди римлян обряд трупосожжения. Они 
устраивали особые кладбища, чтобы и после смерти находиться в кругу единоверцев.
 Катакомбы были также местом молений христиан, когда они еще не смели 
собираться открыто.
      К концу III в. о количестве римских христиан можно косвенно судить по 
тому, что христианская община в Риме оказывала поддержку (по данным писателя 
Евсевия) около 1500 вдовам и нищим. Но в течение долгого времени среди римских 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-