|
абсолютного божества, которое представляет собой чистый свет. Зло есть лишь
преходящее, временное несовершенство, связанное с отдаленностью вещественного
мира от мировой души, порожденной абсолютным божеством. Души людей принадлежат
частично миру божественному, частично – вещественному, но человек еще в земной
жизни может открыть в своей душе божество путем особого внеразумного духовного
созерцания. Души таких людей после смерти соединяются с божеством, а души
остальных возрождаются к телесной жизни в новом обличье. В неоплатонизме
большую роль играли магические представления, прорицания, учение о демонах. Со
временем эти элементы начинают занимать в нем основное место. Античная
рационалистическая философия сменяется своего рода философией откровения.
Получает распространение учение о логосе, созданное еще в I в. н. э.
Филоном из Александрии, который стремился сочетать иудейское вероучение с
греческой идеалистической философией. В центре его учения стояло понятие Логоса,
сыгравшее затем большую роль в различных направлениях христианской теологии.
Бог, по учению Филона, не обладает никакими качествами, не имеет протяженности
во времени и пространстве. Посредником между этим абсолютом и миром является
Слово, Разум божий – Логос. Ниже него находятся «силы божии», воздействующие на
космос и человека. Через Логос человек может достичь единения с божеством.
Понятие Логоса (Божественного разума) присутствовало и в учении почитателей
Гермеса Триждывеличайшего (Трисмегиста), которые считали мир злом, созданным не
божеством, а демоническими силами. Учение о Логосе нашло отражение в
новозаветной литературе (вероятно, не прямо через сочинения Филона
Александрийского, а под влиянием возникавших внутри и рядом с христианством
гностических учений). Евангелие от Иоанна так и начинается: «В начале было
Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Среди религиозно-философских групп, непосредственно примыкавших к
христианству, проникавших в него и соперничавших с ним, были группы гностиков
(от греч. слова «гносис» – «знание»). Гностики также считали мир злом,
созданным различными демонами; но человек (во всяком случае, избранные люди)
обладает не только телом и душой, но и духом, единосущным абсолютному божеству.
Цель существования – пробудить экстатическое (не рациональное) знание о
божестве и соединить свой дух с мировым духом. Учение гностиков было
исключительно индивидуалистично: путь к божеству основывался для них на личной
интуиции. Гностики, связанные с христианами, или христиане, связанные с
гностиками, воспринимали миссию Иисуса как откровение, которое помогает людям,
имеющим в себе «дух», обрести прозрение.
Подобные религиозно-философские учения не носили и не могли носить
массового характера: их сложность, иногда нарочитая, отгороженность от
окружающего общества (свои обряды, заклинания, магические формулы все такие
группы держали в тайне), неразработанность этических норм, в которых так
нуждались люди в распадающемся античном мире, – все это тормозило широкое
распространение учений герметистов, гностиков, орфиков и т. п. Но само обилие
таких религиозно-философских групп показывает, в каком направлении шли духовные
поиски в Римской империи II-III вв., охватившие и верхи и низы общества.
Философов вытесняют «чудотворцы». Их популярность и влияние питает общая жажда
чудесного, тем более сильная, чем труднее и неустойчивее была повседневная
жизнь в охваченной кризисом Римской империи. Неудивительно, что именно II- III
века стали веками распространения христианства по всей территории огромной
державы и во всех социальных слоях.
Распространение христианства
Как уже говорилось выше, христианство с самого его зарождения привлекало
к себе людей разного социального и имущественного положения, хотя, безусловно,
преобладали среди христиан выходцы из низов общества. Во II-III вв. все больше
и больше людей состоятельных, в том числе принадлежавших к самым верхам,
принимали новое вероучение. Об этом процессе можно судить и по конкретным
биографиям отдельных христиан, и по тому, какое место в христианской литературе
стал занимать вопрос о поведении христиан из богатых, о возможности сохранения
ими своего имущества.
Первые упоминания о христианах из высшей римской знати не вполне
достоверны, хотя и вероятны. Так, историк Дион Кассий пишет, что император
Домициан казнил своего родственника Флавия Клемента и его жену, обвинив их, в
числе прочего, в безбожии, «по которому были осуждены многие другие,
склонявшиеся к иудейским обрядам». Это сообщение можно толковать и как указание
на принадлежность родственников императора к христианам. Ведь в глазах римского
историка христианство было всего лишь иудейской сектой. Кроме того, о
преследованиях христиан Домицианом пишет христианский писатель Тертуллиан.
Наконец, кладбище, получившее название по имени жены Клемента – Флавии
Домициллы, расположено рядом с древним христианским кладбищем.
Во II-III вв. социальные условия и социально-психологическая обстановка
приводили к увеличению числа христиан в среде людей не просто состоятельных, но
и занимавших высокое положение в обществе. Известно, что любовница императора
Коммода Марция была христианкой и помогала своим собратьям по вере во время их
преследований. Около середины II в. среди римских христиан появился некий
Маркион, богатый судовладелец из провинции Понт в Малой Азии. Маркион сделал
значительный денежный взнос в казну римской общины и попытался занять там
руководящее положение. Косвенное свидетельство о наличии среди римских христиан
людей, обладавших достаточным общественным весом, содержится в письме
антиохийского епископа II в. Игнатия, адресованном римским христианам. В этом
письме Игнатий, попавший в тюрьму, просит римских собратьев не использовать
свое влияние для его освобождения (он верил, что мученическая смерть обеспечит
|
|