|
повинуясь предсказанию Александра, на его дочери. Со временем Александр объявил
себя божеством. Но после его смерти почитание его прекратилось: он действовал в
одиночку и не создал никакой религиозной группы.
Александр в изображении Лукиана – явный шарлатан. А вот биография другого
проповедника – бродячего философа Перегрина – более сложна. Перегрин переезжал
из города в город, примыкая то к одним, то к другим религиозным группам. Во
время своих скитаний, сообщает Лукиан, Перегрин встретился с христианами,
«сделался и пророком, и главой общины, и руководителем собраний – словом, один
был всем. Что касается книг, то он толковал, объяснял их, а многие сам сочинил».
За приверженность христианству Перегрин был посажен в тюрьму, но затем
освобожден. Впоследствии у Перегрина произошел конфликт с христианами, и он
начал проповедовать самостоятельно. Будучи в Риме, он выступал с нападками на
императора, за что был выслан из столицы; в Греции он пытался убедить греков
поднять восстание против римлян. В конце концов Перегрин публично кончил жизнь
самоубийством: он зажег большой костер и бросился в него. Перед смертью он
заявил, что делает это ради того, чтобы научить людей презирать смерть и
мужественно переносить несчастье. Перегрин – бродячий философ-одиночка,
потерявший связи со своей родиной и в то же время стремившийся войти в контакт
с людьми, объединить их вокруг себя. Его самоубийство было и актом отчаяния, и
выражением своеобразного тщеславного стремления наконец обратить на себя
внимание людей, которые его не слушали, но в которых он нуждался. И в каком-то
смысле он не ошибся: его гибель произвела гораздо большее впечатление, чем его
проповеди. Сразу пошли разговоры о чудесах. Кто-то рассказывал, что сам видел
Перегрина после сожжения в венке из священной маслины и в белой одежде: людям
так хотелось верить, что мученическая смерть приводит к бессмертию. Эта история
показывает, что христиане уже не стояли особняком: к ним присоединялись и от
них уходили люди, проповедовавшие сходные идеи, привнося их в христианство и в
свою очередь что-то заимствуя от него.
Среди народных масс империи II-III вв. распространяются различные
неофициальные религиозные союзы, почитающие одно божество, которое в их глазах
было единым и всемогущим. В разных провинциях можно найти посвящения «богу
всевышнему», «богу безымянному»; много людей поклонялись солнцу и различным
солнечным божествам. От Малой Азии до Британии можно было встретить почитателей
иранского солнечного бога Митры, культ которого начал распространяться еще в I
в. Некоторые исследователи называют митраизм соперником христианства. Главным
праздником Митры (его называли также Непобедимое Солнце) был день зимнего
солнцеворота – 25 декабря, который затем был преобразован христианами в
праздник рождества Христова. В III в. даже некоторые римские императоры
почитали Непобедимое Солнце и покровительствовали этому культу. По своему
происхождению и характеру митраизм был ближе к традиционным верованиям
населения империи, чем христианство: в митраизме не было строгого единобожия.
Но именно это сходство с терявшими популярность древними многобожными религиями,
а также большая, по сравнению с христианством, замкнутость митраистских общин
(чтобы попасть туда, нужно было пройти особые испытания) не позволили митраизму
превратиться в мировую религию. Немаловажную роль здесь сыграло и то
обстоятельство, что в общины поклонников Митры принимали только мужчин.
Вероятно, немало митраистов вошло со временем в христианские общины, привнеся в
них свои представления и некоторые обряды.
II-III века были временем, когда кризис прежних, традиционных порядков не
только ощущался низами населения, но и осознавался образованной верхушкой
общества, которая пыталась найти решение неразрешимых проблем в области
философии. Последние представители римского стоицизма еще верили в разумность
Природы, но и они считали, что жизнь конкретного человека – зло и поэтому
расставаться с ней надо без сожаления. В этом отношении характерна фигура Марка
Аврелия (161-180 гг.), предпоследнего императора из династии Антонинов. Он был
философом по призванию, пытался следовать своим идеалам, но именно при нем
появились первые признаки кризиса империи. В своем сочинении «Наедине с собой»
(другой перевод – «К самому себе») он писал: «Время человеческой жизни – миг;
ее сущность – вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела бренно; душа
загадочна; слава недостоверна… Жизнь – борьба и странствие по чужбине;
посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме
философии» (II, 17). Итак, даже в императорский дворец проникли идеи о
бренности жизни и бесцельности стремления к славе. Но традиционная философия
тоже не могла дать ответа на вопросы, волновавшие людей того времени. Недаром
начиная со II в. значительного развития достигает скептическое направление в
философии, сторонники которого отрицали возможность постижения истины. Все
позитивные положения философии скептики называли догмами и боролись против
«догматической» философии.
Для новых философских систем, распространившихся в империи, было
характерно взаимопроникновение мифологии и философии: мифические образы в них
абстрагировались, а абстрактные понятия выступали как сами по себе действующие
сущности. Некоторые из таких построений не были рассчитаны на логическое их
понимание: они должны были восприниматься как цельный образ, как картина, за
которой скрыта непостижимая сущность космоса. Многие из подобных
идеалистических учений поздней античности несомненно оказали влияние на
становление христианской теологии.
К числу таковых следует отнести оформившийся в III в. неоплатонизм.
Неоплатоники пытались преодолеть столь трагически ощущавшийся разрыв между
миром идеалов и миром действительности, между субъективным и объективным. Они
учили, что мир возникает благодаря последовательным эманациям (истечениям)
|
|