|
свободному населению империи. Император, по-видимому, стремился таким образом
унифицировать систему налогового обложения. Характерно, что этот, казалось бы,
важный эдикт был почти не замечен современниками. Если среди зажиточной части
городского населения, среди людей, связанных с провинциальной администрацией,
многие после эдикта Каракаллы стали принимать римские имена (как знак римского
гражданства), то в небольших городках и в сельской местности мало кто всерьез
отнесся к тому, что отныне можно носить древнеримское родовое имя Аврелиев
(поскольку это было родовое имя императора, давшего им гражданство), и
большинство людей продолжало называться своими привычными именами.
«Римский мир» оказался сравнительно недолгим. Уже при последних Антонинах
начались вторжения на территорию империи германских племен. Рим начал
длительную и безнадежную борьбу с варварами. То тут, то там вспыхивали волнения
и мятежи, состав их участников был пестрым. Император Коммод (180-192 гг.),
последний из Антонинов, снова прибегнул к казням и снова, как когда-то
императоры I в., пал жертвой заговора. Стабильность империи оказалась
иллюзорной. События, развернувшиеся после гибели Коммода, показали полное
разложение – моральное и политическое – людей, стоявших у власти. Его преемник
Пертинакс был убит после 87 дней правления. Те же самые люди, которые
провозгласили Пертинакса императором, выступили против него, как только он
попытался сократить расходы и приструнить преторианскую гвардию. Покончив с
Пертинаксом, преторианцы предприняли неслыханную акцию: они объявили, что
продадут императорское звание тому, кто больше за него предложит! Ореол
святости и законности был сорван с императорской власти окончательно. Правда,
император, купивший власть с торгов, недолго продержался. Начался новый период
борьбы за императорский трон, исход которой решали расквартированные в
провинциях армии; каждая из них стремилась провозгласить императором своего
ставленника. В III в. затяжной кризис охватил всю империю: императоры сменяли
один другого, отдельные провинции провозглашали своих собственных императоров
(так было, в частности, в Галлии), крупные землевладельцы не повиновались
центральной власти, чиновники грабили население. Работники бежали с
императорских земель на земли крупных землевладельцев, которые защищали их от
государственных чиновников, предпочитая не делиться с государством результатами
их труда; бежали также в труднодоступные горные районы или в пустыни. В III в.
вспыхивают восстания рабов и колонов как в западных, так и в восточных
провинциях.
На западе империи положение усугублялось непрерывными вторжениями
варваров, на востоке ей угрожали персы. Провинции сами организовывали
сопротивление варварам, часто не считаясь с распоряжениями, исходившими от
императора. В Галлии в III в. бушевало крупнейшее восстание, вошедшее в историю
под названием восстания багаудов (борцов); источники упоминают также восстание
рабов в Сицилии; в самом Риме в III в. начались волнения на монетном дворе,
которые перекинулись в город; чтобы подавить это восстание, пришлось
использовать почти десятитысячную армию.
Ф. Энгельс так характеризует общество и государство римской империи
периода упадка: «Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину
исключительно для высасывания соков из подданных. Налоги, государственные
повинности и разного рода поборы ввергали массу населения во все более глубокую
нищету; этот гнет усиливали и делали невыносимым вымогательства наместников,
сборщиков налогов, солдат. Вот к чему пришло римское государство с его мировым
господством: свое право на существование оно основывало на поддержании порядка
внутри и на защите от варваров извне; но его порядок был хуже злейшего
беспорядка, а варваров, от которых оно бралось защищать граждан, последние
ожидали как спасителей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 147).
В конце III в. удалось временно стабилизировать внутриполитическое
положение. Это было достигнуто в значительной степени благодаря тому, что
пришедший к власти Диоклетиан (иллириец по происхождению, сын
вольноотпущенника) установил открытую монархическую систему правления – доминат
(от лат. «доминус» – «господин»). Но стабилизация была недолговечной. Натиск
варваров не ослабевал, империя теряла одну область за другой. В конце IV в.
произошло официальное разделение империи на Восточную и Западную, а в V в.
Западная римская империя прекратила свое существование, и на ее месте возникли
варварские королевства.
Изменения в общественной структуре II-III вв. не могли не оказать влияния
на социальную психологию и идеологию различных слоев населения империи. Это
было время кризиса и изживания античного мировоззрения, основанного на
представлении о разумности миропорядка. Людям самого разного происхождения и
положения мир стал казаться воплощением зла и несправедливости. Для массового
сознания того времени была характерна вера в колдовство, магию, прорицателей,
страстные надежды на чудо. Распад коллективных – общественных и семейных –
связей приводил к тому, что люди пытались определить свое место в мире
установлением «личных контактов» со сверхъестественными силами. Появилось
огромное количество не только проповедников, но и «чудотворцев». Эту
социально-психологическую ситуацию хорошо иллюстрируют судьбы двух людей,
которые были описаны знаменитым сатириком II в. Лукианом. Один из них –
Александр, названный Лукианом лжепророком. По словам Лукиана, он появился в
Малой Азии и объявил себя прорицателем. Как пишет Лукиан, он пророчествовал с
большим умением, обладая сверх воображения еще и догадливостью: одним давал
ответы двусмысленные и неопределенные, другим – совсем невразумительные. Слава
о нем распространилась по всей Малой Азии и достигла Италии. Многие знатные
римляне обращались к нему за прорицаниями, а один из них даже женился,
|
|