|
19, с. 311). Но и в общинах в течение II в. стала складываться единообразная
система управления с иерархией выборных должностей, зависящих от вышестоящих
императорских или городских чиновников. Многие сельские общины оказывались на
землях императоров и их приближенных; положение таких общинников напоминало
положение колонов.
Стабилизация экономики, развитие колонатных отношений, строительство
дорог способствовали развитию ремесла и торговли, но благополучие империи было
непрочным. Мелкое хозяйство, хотя оно и создавало иллюзию самостоятельности у
посаженных на землю рабов и арендаторов, не могло обеспечить достаточного
уровня сельскохозяйственного производства. Любое стихийное бедствие, колебание
цен на зерно угрожали земледельцам голодом и разорением. Во II в. недоимки
колонов по денежным платежам настолько возросли, что происходит переход –
практически повсеместный – на взимание натурального оброка. Затруднения со
снабжением продовольствием тяжело сказывались на возросшем ремесленном
населении городов. Включение коллегий в официальную жизнь не могло остановить
выступлений ремесленников. В конце II в. произошло волнение среди хлебопеков
Эфеса, по поводу которого расследование проводил сам наместник провинции Азии.
Его решение было выбито на камне и выставлено во многих городах этой провинции
в назидание другим. В решении проконсула (наместника) хлебопеки обвинялись в
«дерзновенных речах» на рынке; им запрещалось собираться вместе. Известны
беспорядки в Афинах, которые тоже устроили хлебопеки, а также выступления
строительных рабочих в г. Пергаме. Вмешательство центральной власти прекращало
эти волнения, но, разумеется, не устраняло их причин.
На протяжении всей Ранней империи продолжалась социальная борьба в
провинциях, то нарастая, то затихая. Нивелировка политической и общественной
жизни означала разрушение племенных связей и обычаев. За сохранение этих
обычаев выступало население многих областей империи. Одним из самых грандиозных
восстаний II в. было восстание в Иудее, вспыхнувшее в 132 г. Поводом к
восстанию послужило решение императора Адриана основать на месте Иерусалима
римскую колонию под названием Элиа Капитолина; иудеям было запрещено исполнение
некоторых религиозных обрядов. Во главе восстания встал Симон бен Косеба,
который объявил себя мессией, «помазанником божиим» и принял имя Бар-Кохба –
Сын звезды. Бар-Кохбу поддерживала в основном палестинская беднота. Иудейское
жречество не признало его и дало ему презрительную кличку Бар-Козба – Сын лжи.
Восставшие развернули настоящую партизанскую войну; им удалось занять Иерусалим.
Палестинские христиане на первых порах примкнули к восстанию: они поверили в
то, что это и есть начало «конца света». Однако христиане, как уже упоминалось,
не пожелали называть Бар-Кохбу мессией: они верили только в одного мессию –
Иисуса; между ними и сторонниками Бар-Кохбы начались разногласия, и христиане
отошли от восставших.
Отборные римские легионы, стянутые из разных провинций империи, были
брошены на подавление восстания. Сам император приезжал наблюдать за военными
действиями. В 135 г. римляне взяли Иерусалим; Бар-Кохба был убит. Последствия
этого восстания оказались гибельными для иудеев: они были выселены из
Иерусалима и окрестностей; им было запрещено под страхом смерти приближаться к
городу чаще, чем раз в год. В Иерусалиме была основана римская колония, а на
месте храма Яхве был воздвигнут храм Юпитеру Капитолийскому. Фактически это
означало довершение иудейского рассеяния и преследование по всей империи иудеев,
исполнявших свои религиозные обряды. И хотя преемник Адриана Антонин Пий
несколько смягчил религиозную политику своего предшественника и разрешил иудеям
совершение их обрядов, об их возвращении на родину не могло уже быть и речи.
Разгром восстания Бар-Кохбы оказал огромное влияние на христиан: ускорил
их окончательный разрыв с иудаизмом; изолировал иудеохристиан, которых теперь
ни христиане, ни иудеи уже не считали за своих; показал бесперспективность
борьбы с императорским Римом; надежды на скорый конец света, которые оживлялись
во время восстаний, еще раз были обмануты…
Но обманутыми оказались надежды на приход лучших времен не только у
христиан. В I в. у отдельных слоев населения империи еще сохранялась иллюзия
возможности появления «благородного правителя», который будет уважать
республиканские свободы и прекратит репрессии. При императоре Траяне Тацит,
который был свидетелем жестоких репрессий Домициана, с надеждой писал о том,
что теперь каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает. Но скоро
стало ясно, что, по существу, ничего не изменилось. Новые императоры не
прибегали к массовым репрессиям, но с теми, кого они считали опасными,
расправлялись не менее жестоко. Адриан, например, начал свое правление с казни
четырех видных соратников своего предшественника. Императоры больше не поощряли
доносов, но большинство людей, сделавших свою карьеру благодаря доносам,
остались на прежних местах. Плиний Младший описывает в одном из своих писем
выразительный эпизод на пиру у императора Нервы, когда около самого императора,
чуть ли не обнимая его, возлежал один из самых отвратительных доносчиков времен
правления Домициана… Антонины лишь упрочили и усовершенствовали систему
управления империей, но, по сути, все осталось по-прежнему.
Укрепление империи, нивелировка форм общественной жизни означали
окончательное изживание полисных традиций, полисной психологии. Даже римляне
больше не чувствовали себя особой группой, возвышающейся над остальными
народами: выходцы из провинций получали права гражданства, женились на
римлянках, занимали места в сенате и императорском совете. Рим перестал быть
гражданской общиной, он стал столицей огромной империи с таким же пестрым
населением, как и население всей державы. И завершением этого процесса явилось
дарование в 212 г. императором Каракаллой прав римского гражданства всему
|
|