|
совершаются обыкновенно открыто и скрываются только дела преступные?.. Почему
они не осмеливаются открыто говорить и свободно устраивать свои собрания?» На
самом же деле христиане ничего не скрывали – они просто отделяли себя от
окружающего мира; они существовали в нем, но внутренне были вне его. И наряду с
призывом проповедовать с крыш в христианской проповеди встречались и другие
призывы: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями,
чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.
7:6). Псы и свиньи здесь – враги христиан, преследовавшие новое учение. Итак, с
одной стороны, открытость христианских общин, с другой – внутреннее
противопоставление себя обществу язычников, «псам и свиньям», ощущение своей
избранности, без которого не могла существовать первоначально маленькая горстка
людей во враждебном им окружении, – уже это создавало особую ситуацию, в
которой оказывались христианские экклесии, привлекая одних и возбуждая
подозрения у других. Многим, даже самым образованным людям казалось, что отказ
от публичных празднеств и жертвоприношений скрывает какие-то тайные страшные
обряды. Ведь публичность всей жизни – не только общественной, но и частной –
была неотъемлемой частью античных представлений о добропорядочности. Собрания
христиан были тайными лишь постольку, поскольку их объединения не были
официально разрешены и преследовались властями; они меньше всего стремились
скрыть свое учение, но принципы, объединявшие всех этих разных людей – рабов и
блудниц, торговок и еврейских проповедников, были многим непонятны, и эта
непонятность рождала обвинения в тайности, приводила к тому, что в начале II в.,
когда о христианстве уже довольно широко заговорили, его называли «зловредным»
или «безмерно уродливым» суеверием (первое определение принадлежит Тациту,
второе – Плинию Младшему).
Мы очень мало знаем о внутренней организации первых экклесий. Апокалипсис
адресован семи малоазийским экклесиям, и обращение к каждой из них начинается
словами: «ангелу Смирнской церкви (так в русском тексте Нового завета
переведено слово «экклесия») напиши…» или «ангелу Ефесской церкви напиши…»
Возможно, «ангел» в данном случае всего лишь «вестник» (таково буквальное
значение греческого слова «ангелос»), т. е. человек, который получал, передавал
и читал перед собравшимися христианами послания от проповедников, одним из
которых и был автор Апокалипсиса. Ничего о положении таких «ангелов» в общине
мы не знаем.
Христиане называли себя братьями и сестрами. Никаких следов иерархии
должностей в первых общинах христиан не заметно. Христианская экклесия
противопоставляла себя сложному аппарату управления, сложившемуся в империи.
Недаром в уста Иисуса были вложены слова: «…вы знаете, что почитающиеся
князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между
вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам
слугою…» (Мк. 10:42-43).
Одним из важных вопросов, стоявшим перед исследователями организации и
внутренней жизни этих общин, был вопрос о существовании в них общности
имущества, напоминавшей положение в кумранской общине. Представление о
возможном обобществлении имущества христиан основано на описании иерусалимской
общины, которое дано в Деяниях апостолов. Там описывается своего рода
идиллическая община, в которой все верующие были вместе и имели все общее; свое
имущество они продавали и разделяли всем, «смотря по нужде каждого»; каждый
день они пребывали во храме, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в радости
и простоте сердечной». Это описание, сделанное, когда Иерусалим уже был
разрушен, носит явно назидательный характер; иерусалимская община должна была
служить образцом для других христианских общин. Нереальность описанного в
Деяниях положения в иерусалимской общине становится совершенно очевидной, если
сравнить его с тем, что говорится в других местах Деяний апостолов и в
посланиях Павла о положении в бедных, раздираемых спорами малоазийских общинах.
Да и из описания иерусалимской общины не вполне ясно, от всего ли имущества
отказывались ее члены? Ведь хлеб они преломляли «по домам», т. е. были люди,
имевшие свои дома. В другом отрывке (4:34) сказано, что среди иерусалимских
христиан не было нуждающихся, так как все, вступившие в общину, продавали землю
и дома, внося деньги в общую кассу (правда, в качестве конкретного примера
приведен только взнос некоего Иосии, родом кипрянина, который продал землю и
деньги отдал апостолам). Явно назидательный характер носит и рассказ об Анании
и Сапфире, христианах, которые продали землю и утаили часть полученной суммы,
сказав, что они продали землю за меньшую цену, чем на самом деле. Супругов
постигла страшная кара: они после произнесенной лжи пали бездыханными. Однако
наказание, как это явствует из контекста, постигло их не за то, что они не
отдали всех денег, а за то, что солгали из корыстных побуждений. В Деяниях
апостолов Петр говорит Анании: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное
продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце
твоем? Ты солгал не человекам, а богу» (5:4). Если судить по этим словам, то
приношения были добровольны, но, с точки зрения автора этого рассказа,
образцовый христианин должен был по собственной воле от имущества отказаться.
Все описание иерусалимской общины: ее многочисленность, зависть
первосвященников, множество чудес, совершаемых апостолами (главными среди них
были Петр и Иаков) – не соответствует реальной обстановке в Иерусалиме середины
I в.; оно рассчитано на то, чтобы поразить воображение верующих, показав
идеальную общину, где не было нуждающихся, где ученики Иисуса повторяли
совершенные их учителем чудеса, где все были едины и жили в простоте и радости.
Когда же речь идет об общинах в других восточных провинциях, то замечания,
рассыпанные в тех же Деяниях и посланиях, рисуют иную картину. Как уже
|
|