|
Таким образом, внутри христианских общин не было четких правил, касающихся
браков, как и вообще всей системы отношений с внешним миром. В том же Первом
послании к коринфянам Павел писал, что христиане не могут не общаться совсем с
лихоимцами, идолослужителями и т. п., ибо тогда христианам надлежит «выйти из
мира сего». Главным для всех христиан оставалось убеждение, что их вера
направляет их поступки, где бы они ни находились. Этика первых христиан, как и
их вероучение, была основана на откровении. Может быть, именно поэтому в среду
христиан мог прийти и человек, желавший совсем порвать с окружающим обществом,
и человек, занимавший в этом обществе достаточно высокое положение. Но
внутреннее неприятие внешнего мира и постоянное фактическое общение с этим
миром на деле порождали трудноразрешимые противоречия и постоянные споры.
Борьба внутри христиан по вопросам этики была очень острой. В конце I в. среди
них преобладали настроения, отраженные в Апокалипсисе и в записях «речений
Иисуса». Может быть, одиночество Павла, о котором говорилось выше, связано не
только с его выступлениями против соблюдения предписаний иудаизма, но и с его
этическими советами, которые, по-существу, были направлены на примирение с
существованием христиан в «этом мире». О том, что учение Павла было признано
далеко не всеми христианами, говорит тот факт, что эбиониты, одна из наиболее
ранних христианских групп, считали Павла лжеапостолом и резко против него
выступали. Полемика с социально-этическим учением Павла выражена и в некоторых
новозаветных сочинениях, в частности в Послании Иакова, адресованном, по всей
вероятности, христианам из иудеев. В этом послании резко осуждается богатство
(«Послушайте, вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на
вас» – 5:1), подчеркивается необходимость неприятия окружающего мира: «…дружба
с миром есть вражда против бога» (4:4).
Итак, первые христиане, появившиеся в восточных провинциях империи во
второй половине I в., не имели еще ни разработанной теологии, ни определенной
этики. Их сплачивала прежде всего страстная вера в возможность вечного спасения
вне того мира и времени, в котором они жили.
Организация христианских экклесий
Какова же была организация первых христианских групп, возникших среди
смешанного населения восточных городов империи, как жили они в мире, который
старались не признавать? Как уже говорилось, для Ранней империи были характерны
различные объединения простого люда – профессиональные коллегии, религиозные
союзы. Христиане тоже создавали свои объединения, первоначально очень
немногочисленные. Вытесненные из синагог правоверными иудеями, христиане
собирались в частных домах, принадлежавших их единоверцам. Так, в Деяниях
апостолов упоминается, что Павел и его спутники «поучали» в доме у Лидии,
торговавшей тканями (16:40), там же упомянуто молельное собрание в доме Марии,
матери Марка (12:12). Встречались христиане и в других местах, например в
«школе Тиранна» в Эфесе, – слово «школа» (греч. sholae) употреблялось для
обозначения объединений философов и места, где они собирались. Другими словами,
никаких постоянных помещений у христиан не было, они слушали проповеди и
молились, где это было возможно. Свои объединения они называли не обычными
названиями – коллегия, фиас, школа, койнон, синагога (интересно отметить, что
для языческих авторов христиане были «фиасом» – религиозным объединением; этот
термин употребляют и Лукиан и Цельс), а экклесией – собранием. В этом названии
сосредоточено несколько смыслов. Слово «экклесия» в греческих городах означало
«народное собрание» – когда-то главный орган полисного самоуправления. Это был
не религиозный, а прежде всего политический термин. Христиане как бы
противопоставляли свое собрание – экклесию верующих, истинное собрание –
экклесии земной, потерявшей уже всякий смысл, град божий – граду (полису)
земному… Экклесия христиан, в отличие от коллегий, имевших свои четкие уставы,
списки членов, была открыта для всех: в это собрание мог прийти любой, кто
хотел принять веру христиан. Открытый характер христианских собраний был очень
важным фактором в распространении нового учения: он противостоял регламенту
складывающейся в первые века бюрократической имперской системы. И наконец, для
христианина, чувствовавшего себя чужим во всех других собраниях и сообществах,
было очень важно ощущать себя частью собрания, сообщества единоверцев.
Совместное слушание проповедей усиливало эмоциональное воздействие последних:
христиане были как бы избранниками, которым открыта истина, недоступная
остальному миру.
Христиане не скрывали свою приверженность новому вероучению: активная
миссионерская деятельность, проповедь «благой вести» как можно большему числу
людей были органически присущи христианству. Христиане не скрываясь оказывали
помощь своим собратьям. Рассказывая о философе Перегрине, который был заключен
в тюрьму, так как одно время играл руководящую роль в христианской общине,
Лукиан писал: «Уже с самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух,
вдов, детей-сирот. Главари христиан даже ночи проводили… в тюрьме, подкупив
стражу». Однако открытость христианских экклесий не означала их публичности.
Свои собрания они проводили, как правило, в тех местах, где не было
соприкосновения с языческим миром, часто в ночное время. Плиний пишет о том,
что вифинские христиане собирались «до рассвета». Религиозные собрания сами по
себе были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у закоренелых
язычников. Противники христиан упорно упрекали их в том, что они составляют
«тайные сообщества», вместо того чтобы воздвигать жертвенники, статуи и храмы.
Даже в начале III в., когда христианство широко распространилось по всей
империи, один из его критиков (эти слова приведены в сочинении Минуция Феликса)
риторически вопрошал: «В самом деле, для чего они всячески стараются скрывать и
делать тайною для других то, что они почитают, когда похвальные дела
|
|