|
против христиан, когда уже произошел их разрыв с иудаизмом, не одобрял
религиозных верований иудеев, но он видел преимущество последних перед
христианами в том, что свою веру иудеи получили от предков… Если внимательно
вчитаться в раннехристианскую литературу, то можно почувствовать, что главными
аргументами, доказывающими мессианизм Иисуса, были не столько совершенные им
чудеса (в некоторых ранних писаниях, например в записях речений Иисуса, о
чудесах вообще не говорится), сколько предсказания библейских пророков, которые
тщательно подбирались и цитировались христианскими проповедниками. Недаром в
том кратком изложении проповеди Петра, которая приведена в Деяниях апостолов,
подчеркнуто, что об Иисусе свидетельствовали «все пророки», а об его
деятельности сказано только, что он исцелял людей, одержимых «диаволом».
Связь с иудаизмом отражена в одном из «речений Иисуса», найденном на
папирусе: «Говорит Иисус. Если вы не отречетесь от мира, не обретете царства
божия; если вы не будете соблюдать субботу, не увидите Отца». В этом речении
соблюдение отдыха в субботний день как символ выполнения иудейского ритуала
является обязательным условием для христиан.
Однако в условиях диаспоры и притока к христианам неиудеев соблюдение
обрядов иудаизма вызывало протесты новообращенных. Это отражено в посланиях
Павла. Он учил, что соблюдение иудейского закона было необходимо до Христа.
Теперь же для принявших истинную веру закон недействителен; человек, по
утверждению Павла, оправдывается не делами закона (в том числе и соблюдением
обрядов), но только верой в Христа. Это положение Павла вызывало возражения
среди тех групп христиан, которые не решались порвать с древней иудейской
религией. Споры нашли свое отражение не только в непризнанных впоследствии
церковью писаниях иудеохристиан, но и в произведениях, вошедших в Новый завет.
Например, в Послании Иакова есть фраза: «Так и вера, если не имеет дел, мертва
сама по себе» (2:17). Фраза эта прямо направлена против приведенного выше
утверждения Павла. Однако за полный разрыв с иудаизмом сам Павел еще не
выступал. Напротив, он подчеркивал свою принадлежность к иудеям (см., например,
Послание к римлянам, 11:1).
Проповедь, обращенная к неиудеям, меняла и образ самого Иисуса. В
посланиях Павла праведный человек, сын плотника Иосифа и Марии, становится
образом «бога невидимого», олицетворением «славы божией» (II Кор. 4:4, 6).
Автор Второго послания к коринфянам не отрицает человеческой природы Иисуса, но
для него основное не его земная жизнь, а его извечная духовная, божественная
сущность. В Послании к филиппийцам говорится, что Иисус Христос, равный богу,
«уничижил себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по
виду став как человек» (2:7). Идея видимости человеческого существования должна
была снять противоречие между божественной сущностью Иисуса и его жалким земным
уделом. Эта идея была развита затем христианской группой докетов, утверждавших,
что человеческий облик Иисуса был лишь кажущимся; ортодоксальная церковь
объявила учение это еретическим. Как писал один из исследователей истории
раннего христианства, Павел перевел палестинское евангелие на язык, доступный
грекам: они интересовались не столько концом мира, сколько его началом
(Chadwick H. The Early Church. L., 1967, p. 20), т. е. они хотели верить во
всемогущество создателя мира, который всем управляет и который может спасти
верующих в него. Но представление об Иисусе как о человеке, пророке, на
которого сошел «дух божий», продолжало жить среди иудеохристианских групп.
Упоминания об этом представлении можно найти еще в конце II в.
Итак, христианские общины, возникавшие во второй половине I в., еще не
имели сложившегося вероучения: одних привлекал образ бедного плотника, ставшего
помазанником божьим и воскресшего, других – божество, принявшее вид раба, но
все они верили в то, что он пострадал во имя людей и принесет им избавление от
страданий…
Что же нужно было делать поверившим в Христа, чтобы обрести избавление?
Приведенное выше речение, приписывавшееся Иисусу, отвечало на этот вопрос
кратко: отречься от мира. Для христиан, ожидавших скорый конец света, не могло
существовать разработанных норм поведения на каждый случай повседневной жизни;
они должны были готовиться к суду над всем миром. В основе их мировоззрения
лежало неприятие окружающей действительности; «отречение от мира» означало
отречение от всей системы ценностей, которая определяла бытие человека в земном
мире, где правит сатана – «князь мира сего», как сказано в Евангелии от Иоанна
(12:31). В Откровении Иоанна гибель во время Страшного суда грозит всем, кто
поклоняется идолам, «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить», тем,
кто не раскаялся «в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии
своем, ни в воровстве своем» (9:20-21). Христиане противопоставляли тому миру,
который в их глазах был абсолютно безнравственным, свою абсолютную
нравственность – аскетизм вместо «блудодеяния», самопожертвование и любовь к
ближнему вместо ненависти. Эта нормативная нравственность была трудно достижима
в реальной жизни; многие христиане под ближними прежде всего понимали своих
единоверцев или сочувствующих им. Неприятие иноверцев проходит через различные
раннехристианские сочинения. Даже в Нагорной проповеди, где было провозглашено
милосердие и прощение, сказано: «Не может дерево доброе приносить плоды худые,
ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плоды
добрые, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7:18-19). Правда, судить тех, кто «не
приносит плода доброго», дело бога, а не человека. «Не мстите за себя, но дайте
место гневу божиему», – сказано в Послании к римлянам. Но настойчивое
повторение этого призыва (он звучит и в Первом послании к коринфянам)
показывает, что не все христиане разделяли на деле подобную позицию. Проповедь
всеобщей любви не могла избавить их от ненависти к своим гонителям.
|
|