Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
омывает ноги Иисуса дорогим благовонием; правоверные иудеи были возмущены, что 
он позволяет такой женщине касаться себя, на что Иисус ответил: «Прощаются 
грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (7:37-47). Неудивительно, что 
христианская проповедь привлекала к себе женщин из разных слоев общества: среди 
христианок могла быть и вольноотпущенница, и женщина, торгующая тканями, 
достаточно зажиточная, чтобы иметь свой дом. Интересно отметить, что в Деяниях 
апостолов сказано, что в Филиппах Павел и его спутники учили в молитвенном доме 
собравшихся там женщин (16:18), а в Берое к христианам примкнули «из эллинских 
почетных женщин и из мужчин немало» (17:12). Хочу обратить внимание, что эпитет 
«почетные» отнесен только к женщинам. Вероятно, первыми христианами из высших 
слоев общества были именно женщины, поскольку они острее, чем их отцы и мужья, 
должны были чувствовать неприемлемость прежней системы духовных и этических 
ценностей.
      Итак, социальный состав христиан с самого начала возникновения 
христианских общин не был однородным, хотя преобладание в них выходцев из 
социальных низов бесспорно. В Первом послании к коринфянам автор его пишет: 
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не 
много сильных, не много благородных; но бог избрал немудрое мира, чтобы 
посрамить мудрых, и немощное мира избрал бог, чтобы посрамить сильное» 
(1:26-27). Однако с конца I – начала II в. приток к христианам людей из средних 
и даже высших слоев общества постепенно увеличивается. Плиний Младший сообщает 
императору Траяну, что среди христиан Вифинии оказались даже люди, имевшие 
римское гражданство (их он для расследования отправил в Рим). Быть римским 
гражданином в провинциальном обществе было достаточно почетно. Приход к 
христианству таких людей был следствием углубляющегося духовного кризиса, 
ощущения, что и эта привилегия в условиях уже, по существу, сложившейся ко II в.
 централизованной бюрократической империи мало что значила… Распространению 
христианства в разных группах населения способствовал и самый характер этого 
религиозного учения, и формы организации христиан.
      Учение ранних христиан
      В этой главе не ставится цель охарактеризовать сущность и развитие 
христианского вероучения во всей его сложности, но основы этого учения нужно 
представлять себе, чтобы понять место христианства в окружающем его мире 
Римской империи, причины и пути его распространения. Такой основой 
первоначального христианства была вера в искупительную жертву мессии Иисуса, 
который пострадал за грехи людей и воскрес, обещая тем самым спасение для всех 
уверовавших в него. Христианские проповедники и пророки начали свои поучения, 
не имея разработанной догматики. Эта догматика складывалась в процессе 
формирования церкви, в спорах и конфликтах между отдельными группами и 
направлениями. Сущность первых проповедей, которые передавали устное предание, 
можно выразить словами, вложенными в уста апостола Петра в Деяниях апостолов: 
«Как бог духом святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и он ходил, 
благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что бог был с ним; и мы 
свидетели всего, что сделал он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что, 
наконец, его убили, повесивши на древе (более точный перевод – «на столбе». – И.
 С.). Сего бог воскресил на третий день и дал ему явиться не всему народу, но 
свидетелям, предизбранным от бога… О нем все пророки свидетельствуют, что 
всякий верующий в него получит прощение грехов именем его» (10:38-43). Итак, 
первые христиане верили в мессию Иисуса (в словах, сказанных от имени Петра, 
нет еще упоминания о непорочном зачатии, о рождении Иисуса как сына божия от 
девы Марии), верили, что он пострадал за них, верили в то, что он вернется на 
землю, чтобы установить царство божие на земле. Эта вера ярко выражена в 
Апокалипсисе, где идет описание страшного суда над всеми грешниками. В 
посланиях Павла, во всяком случае в некоторых из них, тоже говорится о том, что 
верующие, к которым он обращается, должны готовиться ко второму пришествию, 
«чтобы нам быть неповинными в день господа нашего Иисуса Христа» (I Кор. 1:8). 
Страшный суд мыслился первыми христианами как наказание всех язычников, всех, 
кто не уверовал в новое Откровение. Острую ненависть у них вызывал Рим – город, 
господствующий над множеством народов. В Откровении Иоанна Рим рисуется в виде 
блудницы, сидящей на семиголовом звере. Никакого милосердия и прощения автор 
Апокалипсиса в отношении Рима не проявляет: «Ибо грехи ее дошли до неба, и бог 
воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое 
воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, 
приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте 
ей мучений и горестей» (18:5-7). Наиболее сильны были эти ожидания конца мира, 
гибели ненавистного города у христиан из иудеев, среди которых живы были 
традиции сопротивления завоевателям.
      Характеризуя первоначальное христианство, и прежде всего христианство, 
отраженное в Откровении Иоанна, Ф. Энгельс писал: «Итак, мы видим, что 
христианство того времени, еще не осознавшее само себя, как небо от земли 
отличалось от позднейшей, зафиксированной в догматах мировой религии Никейского 
собора; оно до неузнаваемости не похоже на последнее. В нем нет ни догматики, 
ни этики позднейшего христианства; но зато есть ощущение того, что ведется 
борьба против всего мира и что эта борьба увенчается победой…» (Маркс К., 
Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 478.)
      Итак, христианство второй половины I в. еще не осознало само себя, т. е. 
оно мыслило себя еще в рамках иудаизма, считало себя своего рода «истинным 
иудейством». Осознание какого-либо религиозного учения как принципиально нового 
было затруднено тем, что массовая психология того времени была ориентирована на 
традицию: древность и «священность» казались идентичными. Цельс, писавший 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-