Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
существовало, что местечко это возникло позже, а город Назарет (Нацерет) был 
создан фантазией евангелистов для объяснения прозвища «назарей», которое 
применялось к Иисусу. Однако археологические раскопки обнаружили следы 
поселения на территории, где, согласно евангелиям, находился Назарет. Эти следы 
восходят к первым векам до нашей эры. Была также найдена надпись, в которой 
перечислены места расселения жречества после разрушения Иерусалима в 70 г. 
Среди этих мест назван и Назарет (Нацерет). В вероучительных целях евангелистам 
совершенно не нужно было выдумывать город Назарет; скорее всего Назарет вошел в 
евангелия из ранней устной традиции, сохранившей рассказы о каких-то подлинных 
событиях. Согласно синоптическим евангелиям, Иисус начал проповедь в Галилее 
после того, как Ирод посадил в темницу Иоанна Крестителя; он ни разу не 
появился в столице Галилеи Тибериаде – городе, выстроенном Иродом Антипой и 
названном им в честь императора Тиберия, а в основном ходил по городкам и 
селениям в ее окрестностях, собрав небольшую группу учеников из низших слоев 
населения. Среди его учеников были рыбаки, что также связано с хозяйственной 
обстановкой в Галилее: в районе Генисаретского озера располагались рыбачьи 
поселки, центром которых была Магдала. Интересно отметить, что среди учеников 
Иисуса легенда называет сборщика податей (мытаря) Левия Матфея. Сборщик податей 
вряд ли был очень бедным человеком, но это занятие презиралось во всех 
провинциях, и особенно, конечно, в Палестине с ее резко выраженными 
антиправительственными настроениями. Насколько достоверна эта легенда, мы 
оценить не можем, но характерно, что в представлении первых христиан Иисус 
привлекал на свою сторону людей, презираемых обществом, а не только одних 
бедняков (этому соответствует и легенда о блуднице Марии Магдалине).
      Образ Иисуса в евангелиях имеет много общего со странствующими учителями 
– рабби, которые проповедовали в синагогах. Так как местом почитания Яхве был 
только один храм – в Иерусалиме, то по всей Палестине и за ее пределами местом 
сбора иудеев были синагоги (от греч. слова «сюнагоге» – «собрание»). Для 
синагог строили специальные здания, но в маленьких местечках верующие могли 
собираться и в частном доме. Главная задача синагоги – учить (прежде всего, 
конечно, имелось в виду религиозное обучение). Там читали отрывки из библейских 
книг – Пятикнижия и пророков, произносились проповеди и молитвы. Поскольку 
разговорным языком был арамейский, то рядом с чтецом обычно стоял переводчик, 
переводивший с древнееврейского на арамейский. Для Иисуса и его галилейских 
учеников было естественно даже цитаты из Ветхого завета произносить 
по-арамейски. Проповедь была важнейшей составной частью молитвенного собрания 
иудеев, она создавала эмоциональный настрой, в проповедях часто в форме притч 
обсуждались социальные и этические вопросы, волновавшие людей того времени. 
Многие проповедники (особенно в Галилее), выражавшие оппозиционные настроения, 
выступали и в синагогах и в частных домах. Согласно евангельской традиции, 
Иисус проповедовал в синагогах, в частных домах и просто под открытым небом. Он 
явно избегал всякой конфронтации с властями (недаром он сторонился Тибериады). 
Его главной идеей было духовное очищение каждого человека в преддверии «конца 
мира». Ни христианская, ни антихристианская традиция не дает никаких оснований 
видеть в нем предводителя какой-то мятежной группировки, как это делали 
некоторые историки (например, английский историк А. Робертсон или исследователь 
из ГДР П. Винтер).
      Сколько времени длилась проповедническая деятельность Иисуса, неясно. 
Согласно первым трем евангелиям Нового завета, год, согласно четвертому 
евангелию, – около трех лет. Когда Иисус решился прийти в Иерусалим, он был 
осужден там сначала религиозным судом синедриона, который выступал против всех 
мессианистских движений, а затем приговорен уже римским прокуратором Понтием 
Пилатом к позорной казни – распятию. Этой казни подвергались рабы, разбойники и 
вообще люди, поставленные вне закона. Обстоятельства суда над Иисусом в 
христианской литературе весьма запутаны. Образ Пилата в канонических евангелиях 
не соответствует реальному, историческому Пилату, который действительно был 
прокуратором и префектом Иудеи (надпись, поставленная им, найдена в резиденции 
римских наместников в г. Кесарии). Он был известен как человек исключительной 
жестокости. Когда в районе Самарии толпа собралась вокруг одного из 
проповедников на горе Гаризим, Пилат приказал коннице растоптать эту толпу. И 
Иосиф Флавий, согласно версии, приведенной у Агапия, и Тацит говорят о том, что 
Иисуса казнил именно Пилат. Между тем в евангелиях дана совсем другая картина: 
Пилат пытается спасти Иисуса, а разъяренная толпа иудеев буквально вырывает у 
него согласие на казнь с криком: «Кровь его на нас и на потомках наших». Эта 
фраза, вставленная в Новый завет каким-то благочестивым составителем или 
переписчиком в разгар споров со сторонниками иудаизма, уже после разрушения 
Иерусалима, в конце I в., впоследствии постоянно питала религиозный фанатизм 
христиан, что привело, как известно, к бесчисленным жертвам.
      В непризнанном церковью Евангелии Петра, отрывок из которого был найден в 
Египте, суд над Иисусом описан иначе: во главе судей находится Ирод Антипа, 
правитель Галилеи (что соответствовало галилейскому происхождению Иисуса), и 
именно он произносит смертный приговор. После казни Иисуса, по словам этого 
евангелия, «народ ропщет и ударяет себя в грудь», а иудейские старейшины бегут 
к Пилату и просят его поставить стражу к гробу, «чтобы как-нибудь ученики, 
пришедши не украли его, и народ не поверил бы, что он воскрес из мертвых, и не 
сделал бы нам зла». В Евангелии от Матфея тоже есть похожее место, только там 
отсутствуют (в соответствии с общей концепцией евангелиста) слова о страхе 
перед народом (27:64). Какова бы ни была роль Ирода или синедриона в судебном 
процессе над проповедником из Галилеи, без санкции римских властей эта казнь не 
могла быть осуществлена.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-