Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
      Итак, то немногое, что можно сказать с известной долей вероятности об 
историческом ядре евангельского повествования, сводится к следующему: в первой 
половине I в. странствующий проповедник из галилейского Назарета выступил с 
призывами к духовному очищению и раскаянию перед скорым наступлением божьего 
суда. Он обращался к самым широким слоям населения (этнически и социально). В 
отличие от ессеев, с которыми он имел много общего, он не стремился к созданию 
строгой организации. Его ученики почитали его как мессию, что, по-видимому, и 
явилось главным основанием для его осуждения как синедрионом, так и римлянами, 
поскольку в глазах иудеев мессия должен был стать царем Израиля.
      После распятия Иисуса только вера в воскресение учителя могла поддержать 
его растерявшихся учеников. Следы этой растерянности сохранены в предании об 
отречении Петра: во дворе у первосвященника после ареста Иисуса одна из 
служанок опознала в нем Иисусова ученика, а окружающие по его произношению 
поняли, что он галилеянин. Тогда испуганный Петр трижды отрекся от своего 
учителя (Мк. 14:66-72).
      Вера в воскресение, как и вера в скорое второе пришествие Иисуса, которое 
должно ознаменоваться судом над всеми грешниками и вознаграждением праведников, 
стала основой для последующей христианской проповеди. Что сталось после 
распятия Иисуса с его последователями, сказать трудно. Характерно, что 
большинство имен его первых учеников, упомянутых в канонических евангелиях, 
затем исчезает из новозаветной литературы. Позже, в период создания писаных 
христианских произведений, с их именами связываются различные евангелия, не 
признанные церковью (евангелия от Филиппа, от Петра, Иакова, Варфоломея, два 
евангелия (совсем разных) от Фомы, Евангелие от Андрея и т. д.). Различные 
христианские легенды о деятельности отдельных апостолов начали складываться 
только во II в., когда разросшиеся христианские общины в разных городах стали 
утверждать, что они были основаны непосредственно учениками Иисуса. Так, 
христианская община в Эфесе считала своим основателем Иоанна; христиане Фригии 
– апостола Филиппа и т. п. Вряд ли для этих претензий имелись какие-либо 
исторические основания.
      Согласно христианской традиции и сообщению Иосифа Флавия, в Иерусалиме 
остался брат Иисуса Иаков (один из наиболее почитаемых апостолов так называемых 
иудеохристиан). В 62 г. он был казнен (приговорен к побитию камнями). О 
палестинских христианах известно мало; они, вслед за кумранитами, называли себя 
эбионитами, т. е. нищими. Во время иудейского восстания против римлян в конце I 
в. они, согласно преданию, переселились за Иордан (по-видимому, из-за 
разногласий с другими группировками), хотя не исключено, что часть 
христиан-эбионитов вместе с эбионитами из Кумрана и другими ессейскими сектами 
принимали участие в восстании (об участии ессеев в Иудейской войне 
свидетельствует Иосиф Флавий).
      Известно, что палестинские христиане поначалу примкнули к антиримскому 
восстанию, вспыхнувшему в Палестине в 132 г. Но когда вождь этого восстания 
Бар-Кохба провозгласил себя мессией, они отказались признать его (для 
иудеохристиан был только один мессия – Иисус) и отошли от восстания. О 
христианах в Палестине упоминает писатель II в. Лукиан, однако широкого 
распространения христианство на территории Палестины не получило: слишком 
сильно было там влияние ортодоксального иудаизма, слишком много было групп и 
сект, соперничавших друг с другом.
      Можно предположить, что часть учеников Иисуса и ученики его учеников 
после гибели их учителя в Иерусалиме вернулись к границам Сирии, а затем начали 
проповедовать в самой Сирии – Дамаске и Антиохии. Согласно христианскому 
преданию, в Антиохии родилось и само название «христиане» (от греч. слова 
«христос», т. е. «мессия»). В начале второй половины I в. христиане появляются 
в городах Малой Азии (одно из самых ранних произведений Нового завета – 
Апокалипсис – адресован христианам семи греческих городов Малой Азии). Оттуда 
же христианские проповедники отправлялись и в другие области. Довольно рано 
христианство, по-видимому, появилось в Египте, где было много иудеев (особенно 
в Александрии). На Западе христианство распространялось медленнее. Исключение 
составляла только столица империи. Среди иудеев, переселившихся в Рим или 
приехавших туда на время, довольно рано могли появиться и христиане: в пестрой 
разноязычной римской толпе им легче было проповедовать и легче было укрываться 
от возможных преследований.
      После поражения антиримского восстания в Иудее среди пленных и проданных 
в рабство жителей Палестины могли оказаться и христиане, которые начали свою 
проповедь в тех городах и областях, куда их забросила судьба. В Помпеях среди 
надписей в гладиаторской казарме одна сделана грекоязычным иудеем; он написал 
«Генесис» (название библейской книги «Бытия») и прибавил – «величайшая». 
Некоторые ученые считают возможным толковать отдельные криптограммы и символы, 
найденные там же, как христианские, хотя это сомнительно.
      Но формировались первые христианские общины, складывались их учение и 
организация в восточных провинциях, прежде всего в Сирии и Малой Азии.
      Первые христианские общины
      Возникновение и состав первых христианских общин
      Проповедники нового религиозного учения, пришедшие из Палестины, 
первоначально обращались к иудеям, живущим в городах восточных провинций, т. е. 
к иудеям диаспоры (рассеяния). «Рассеяние» началось давно. Еще в начале VI в. 
до н. э. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею и насильственно 
переселил значительную часть ее населения в Вавилонию. Хотя после завоевания 
Вавилонского царства персами иудеям было разрешено вернуться на родину, кое-кто 
остался на прежнем месте… В дальнейшем Палестина переходила от одного 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-