|
был в пустынях до дня явления своего Израилю»). Иоанн говорил о скором приходе
мессии, который уничтожит все зло на земле: «Уже и секира при корне дерев
лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь…
Лопата его (мессии. – И. С.) в руке его, и он очистит гумно свое, и соберет
пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:10, 12).
Саддукеев и фарисеев он называл «порождением ехидны» (такую же неприязнь
испытывали к этим группировкам, особенно фарисеям, и кумраниты). Характерно,
что один и тот же текст из ветхозаветной книги Исаии приведен в уставе
кумранской общины и в Евангелии от Матфея в связи с проповедью Иоанна: «В
пустыне приготовьте путь Йахве, выровняйте в степи дорогу для бога нашего»
(устав) и «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь господу, прямыми сделайте
стези ему» (Мф. 3:3) (Тексты приведены по книге И. Д. Амусина «Кумранская
община» (с. 218). В синодальном переводе дана иная пунктуация, которая меняет
смысл фразы, представляющей собой цитату из книги пророка Исаии). Иоанн
призывал народ в ожидании прихода мессии покаяться и очиститься от всех грехов.
Выражением такого очищения служило «крещение» – омовение в водах реки Иордан.
Согласно рассказу Иосифа Флавия в «Иудейских древностях», омовению должно было
предшествовать очищение внутреннее – отказ от грехов и покаяние в них («душа
[крестившихся] предварительно очистилась благодаря праведности»). Такое же
восприятие ритуальных омовений было свойственно и кумранитам. Допуск к этим
омовениям новых членов разрешался только после их покаяния. Но в отличие от
кумранитов, которые совершали регулярные ритуальные омовения, Иоанн Креститель
верил в скорый приход мессии и призывал народ очиститься единожды перед его
приходом и судом над миром зла.
Судьба Иоанна была печальна. Он выступил против правителя части Палестины,
тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы, обвинив его, согласно новозаветным
евангелиям, в кровосмесительном браке: Ирод отобрал у своего брата жену
Иродиаду и женился на ней. Ирод приказал схватить Иоанна и бросил его в темницу.
Существует легенда, что Ирод не решался казнить Иоанна. И вот во время пира
дочь Иродиады Саломея танцует для своего отчима. Восхищенный Ирод обещает
исполнить любое ее желание, и Саломея, по наущению матери, просит голову Иоанна
Крестителя. Ирод вынужден казнить пророка. Эта легенда вошла во многие
произведения литературы и искусства, но действительность была проще. Иосиф
Флавий приводит иную мотивировку казни Иоанна: Ирод Антипа боялся, что этот
пророк, презиравший богатство, носивший на себе в качестве одежды лишь
верблюжью шкуру, способен повести за собой народ. Иудейский историк прямо
пишет: «Ирод стал опасаться, как бы его (т. е. Иоанна. – И. С.) огромное
влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не повело к каким-либо осложнениям».
Иоанн Креститель явился своего рода посредником между кумранским учением,
которое было доступно только избранным, и теми проповедями, которые были
адресованы более широким массам и из которых выросло затем христианство. Можно
предположить, что Иоанн отказался от строгой замкнутости кумранской общины и
перешел к открытым проповедям, за что и поплатился жизнью.
Иоанн не был одинок, вокруг него существовала группа учеников (в
Евангелии от Матфея они так и названы – «ученики Иоанновы» – 9:14), которые
вслед за своим учителем и ессеями проповедовали аскетизм. Одним из принявших
крещение от Иоанна в водах Иордана был, согласно раннехристианской традиции,
Иошуа (Иисус в греческом произношении) из Галилеи, который, однако, не примкнул
к его ученикам (Религиозная секта мандеев, считающих себя продолжателями учения
Иоанна Крестителя (последователи его сохранились до наших дней в Южном Ираке),
отвергает Иисуса на том основании, что он изменил своему учителю), а начал
самостоятельную проповедь. Сейчас трудно восстановить первоначальное ядро этой
проповеди; используя древнейшую христианскую традицию, отраженную как в
новозаветных евангелиях, так и в самых ранних апокрифах (в том числе в записях
так называемых «речений Иисуса», найденных на папирусах в Египте), можно
сказать, что проповедь эта содержала призывы к духовному очищению в ожидании
скорого конца мира и установления «царства божьего» на земле. В самом раннем из
канонических евангелий – Евангелии от Марка сказано: «…нет никого, кто оставил
бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или
зeмли, ради меня и евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений,
во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и
земель, а в веке грядущем жизни вечной» (10:29-30). Сходные мотивы встречаются
в рассказе Иисуса о царстве божием на земле, который был записан писателем II в.
Папием (он, по его собственным словам, собирал устные рассказы, которым
доверял больше, чем писаниям). В этом рассказе Иисус говорит, что наступит
изобилие плодов земных, прекратится вражда животных между собой и все они будут
послушны человеку. Конечно, все подобные рассказы не передают подлинных слов и
образов первых проповедей Иисуса и его учеников, но мессианистские чаяния, вера
в грядущий суд над злыми силами и в победу добрых, засвидетельствованные всей
христианской традицией, должны были присутствовать в их проповедях с самого
начала. Идеи эти были слишком широко распространены в народных массах Палестины
на рубеже нашей эры: они были одной из основ кумранского учения, они
вдохновляли Иоанна Крестителя… Поучения Иисуса, как и многих других современных
ему проповедников, адресовались социальным низам. Выпады против богатства
пронизывают самые ранние произведения христиан (см., например, отрывок из так
называемого Евангелия евреев, не признанного церковью: «Много братьев, сынов
Авраама, покрыты грязью и умирают с голоду, а твой дом полон богатства и ничего
достойного не переходит к ним» – или знаменитую фразу, которая приведена и в
канонических евангелиях, и в том же Евангелии евреев: «Легче верблюду войти в
игольное ушко, чем богатому в царствие небесное»). В чем же было отличие
|
|