|
действительно произнесенных устных проповедей, но все эти факты были пропущены
через религиозное восприятие христианских групп и через индивидуальное
понимание христианского учения, свойственное составителю того или иного
сочинения. Не всякое расхождение и противоречие свидетельствует об ошибке или
тем более о сознательном искажении. Авторы религиозных книг были связаны
традицией, но они могли опустить одни факты и подчеркнуть другие, переставить
акценты (как, например, это можно видеть в рассказе Марка и Матфея о том, что
Иисус не совершил чудес). Поэтому нельзя ни полностью отбрасывать сведения о
событиях и людях, содержащиеся в раннехристианских произведениях, ни принимать
все эти сведения полностью на веру.
Можно говорить о достоверности таких сообщений, которые связаны с
наиболее древней традицией и повторяются всем кругом источников (как, например,
галилейское происхождение основателя христианства), соответствуют общей
исторической обстановке и не имеют специально назидательного смысла.
Что касается нехристианских источников, то подавляющее большинство их
относится самое раннее к началу II в., хотя и повествует о событиях I в. В
«Анналах» Тацита рассказывается, что после пожара Рима, виновником которого
народная молва считала императора Нерона, он приказал казнить тех, «кто своими
мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами.
Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии
прокуратор Понтий Пилат…». В начале II в. приближенный императора Траяна Плиний
вел расследование по делу христиан одной из областей Малой Азии; сохранилась
его переписка с Траяном по этому поводу. Историк II в. Светоний пишет, что
император Клавдий изгнал из Рима иудеев, волнуемых Хрестом (возможная латинская
передача греческого «Христос»). Но все эти данные говорят только о том, что в
начале II в. о христианах уже знали, слышали имя основателя их секты,
относились к ним неодобрительно. Все эти сведения весьма важны для вопроса о
распространении христианства, об отношении к нему римского государства. Но об
истоках этого движения источники практически ничего не говорят.
Антихристианская традиция, сложившаяся в иудейской среде и относящаяся к
основателю нового учения – Иисусу, передана философом II в. Цельсом, написавшим
направленное против христиан сочинение «Правдивое слово». Согласно рассказу
Цельса, Иисус был сыном бедной пряхи Марии. Ее мужем был плотник, но она родила
Иисуса не от него, а от беглого римского солдата по имени Пантера. Иисус был
поденщиком в Египте, научился там колдовству и, вернувшись, объявил себя богом.
Раздобыв себе десять или одиннадцать приверженцев, «самых отпетых людей», он
бродил с ними по Палестине. Когда иудеи его обличили и приговорили к казни, он
скрывался в бегах и был взят, преданный своими учениками. Об Иисусе содержатся
сведения и в Талмуде, в основном соответствующие версии Цельса; Иисус
бен-Пандира (сын Пандиры) был сыном Марии-чесальщицы и Пандиры – ее любовника.
Этот Иисус (он назван еще бен-Стада: в специальной приписке указывается, что
это одно и то же лицо) научился в Египте магии. Его побили камнями и повесили
накануне пасхи.
Пользоваться всеми этими сведениями нужно с достаточной осторожностью,
поскольку в значительной части они представляют собой просто вывернутую
наизнанку христианскую традицию, хотя не исключено, что в них отражены и
какие-то действительные события.
Из нехристианских источников наиболее интересны с точки зрения историка
произведения иудейского писателя Иосифа Флавия (37 – ок. 100 г. н. э.). Иосиф
был широко образованным человеком, хорошо знал учения различных сектантских
групп в Иудее, был сторонником ортодоксального иудаизма. Во время грандиозного
восстания против римлян он даже стал одним из военачальников восставших отрядов
в Галилее, но после поражения сдался римлянам, по существу перешел на их
сторону. Во время осады Иерусалима он находился при будущем императоре
Веспасиане и его сыне Тите и служил переводчиком. Впоследствии он жил в Риме,
получил от Веспасиана право римского гражданства и присоединил к своему имени
родовое имя императора – Флавий. Иосиф Флавий написал ряд сочинений, в том
числе «Иудейскую войну» и «Иудейские древности». Эти сочинения дошли до нас,
написанные на греческом языке, но, по-видимому, он писал по-арамейски, а затем
создавал греческий вариант (с соответствующими редакционными изменениями). Его
целью было познакомить читателей Римской империи с историей и традициями
Палестины, оправдать свою проримскую позицию и в то же время примирить своих
новых господ с иудейством.
Среди сведений, содержащихся у Иосифа Флавия, большой интерес
представляют упоминания о разных мессианистских движениях, деятельности
отдельных неофициальных проповедников. К последним относится проповедник,
непосредственно связанный с христианством, Иоанн, который в новозаветных
евангелиях называется Иоанном Крестителем. Подлинность рассказа историка об
Иоанне никем из ученых сомнению не подвергалась. Более сложно обстоит дело с
его сообщениями об Иисусе. В XX книге «Иудейских древностей» Иосиф Флавий
говорит о казни Иакова, «брата Иисуса, которого называют Христом». Хотя в
раннехристианской литературе (и вошедшей в Новый завет, и в ранних апокрифах)
упоминается Иаков, «брат господен», фраза Иосифа слишком кратка, чтобы быть
достаточно информативной о существовании самого Иисуса. Более пространно
рассказывается о нем в XVIII книге «Иудейских древностей». В дошедшей до нас
рукописи на греческом языке сказано: «В то время жил Иисус, мудрый человек,
если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был
учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много
иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам
знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его
|
|