|
Многие из этих людей были казнены.
Умер Ирод в 4 г. до н. э.; его смерть вызвала новые волнения, жестоко
подавленные римлянами. На рубеже нашей эры наместник Сирии Квинтилий Вар
разгромил повстанцев, боровшихся в Галилее и на юге Палестины. Две тысячи
человек были распяты на крестах – как за семьдесят лет до этого в Италии были
распяты рабы, боровшиеся под предводительством Спартака за свое освобождение.
В 6 г. н. э. Иудея и Самария были превращены в императорскую провинцию, т.
е. провинцию, которая управлялась наместниками, непосредственно назначавшимися
императором. Правда, кое-какие права были оставлены у жречества иерусалимского
храма и синедриона – совета, куда входили жрецы и представители светской знати.
Во главе синедриона стоял первосвященник иерусалимского храма. В компетенцию
синедриона входили вопросы внутреннего управления, он имел некоторые судебные и
политические полномочия, но, конечно, под контролем римлян (смертный приговор,
например, могли вынести только римские власти).
Окраинные области Палестины римляне оставили в управлении сыновей Ирода,
которые стали вассалами Рима. Так, Галилея и Перея находились под властью Ирода
Антипы вплоть до 40 г., когда император Калигула лишил его власти.
Положение в стране оставалось напряженным в течение всего I в. Римские
власти далеко не всегда считались с местными обычаями. Так, прокуратор и
префект Понтий Пилат при своем вступлении в должность приказал войскам войти в
Иерусалим и нести изображения императора, что оскорбило религиозные чувства
ортодоксальных иудеев; на постройку водопровода тот же прокуратор использовал
казну храма, что тоже было против существовавших правил. Антиримские настроения
в Иудее были очень сильны, но внутри палестинского общества не было единства:
существовали самые разные группировки и течения, спорившие друг с другом по
политическим (отношение к римлянам) и вероучительным вопросам (Более подробную
характеристику общественных и религиозных течений в Палестине см. в лекции И. Д.
Амусина «Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н. э. – I
в. н. э. Кумранская община», опубликованной в книге «История древнего мира.
Расцвет древних обществ» (М., 1983)). К общественной верхушке принадлежали так
называемые саддукеи; они требовали строгого соблюдения установлений, записанных
в священной книге иудеев – Библии, не признавали никаких устных учений и
дополнений. При этом саддукеи воспринимали греко-римскую культуру и в известной
степени поддерживали римлян. Значительным влиянием в иудейском обществе
обладали фарисеи – религиозное течение, представители которого выступали за
чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами, против участия в каких бы то
ни было празднествах язычников, даже частных. Фарисеи занимались толкованием
священных книг, извлекая из них и формулируя нормы, пригодные для условий
современной им общественной жизни. Фарисеи признавали воскресение мертвых,
загробное воздаяние, что отвергалось саддукеями. Среди фарисеев тоже не было
единства. Некоторые фарисеи выступали за скрупулезное соблюдение всех внешних
норм поведения, за что и заслужили упреки в лицемерии и ханжестве (не только в
христианской, но и в талмудической литературе). Социальный состав фарисеев был
неоднородным, в основном это были средние слои по достатку и занятиям (торговцы,
ремесленники, учителя в синагогах).
В конце I в. до н. э. – начале I в. н. э. сложилось крайне радикальное
движение зелотов и сикариев (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую
борьбу с Римом и со своей собственной знатью (сикариями был убит первосвященник
Ионатан). Зелоты и сикарии были теми группировками, которые приняли наиболее
активное участие в I Иудейской войне – мощном антиримском восстании 66-70 гг.
Они в основном состояли из представителей низов населения и деклассированных
элементов; во время Иудейской войны к ним присоединились и рабы.
Кроме перечисленных групп в Палестине I в. н. э. было большое количество
бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии
(«машши-ах») – помазанника божия, который освободит народ и станет истинным
«царем иудейским». Имена некоторых из них упоминает иудейский писатель I в. н.
э. Иосиф Флавий. Бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы он обещал
освобождение. Один проповедник сменялся другим. То восторженная толпа шла за
человеком по имени Февда, который утверждал, что воды реки расступятся перед
ним, а те, кто пойдет за ним, обретут спасение. То в Самарии какой-то человек
призывал людей собраться вокруг него на горе: он тоже мессия и поможет
сокрушить господство римлян. То проповедник, пришедший из Египта (согласно
Новому завету, за него потом приняли апостола Павла), хотел с толпой захватить
Иерусалим. Римляне бросали на толпу военные отряды, которые топтали, били,
кололи всех этих пророков и их последователей.
Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация
которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это ессеи, о
которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии,
римский писатель Плиний Старший) и к которым, по мнению большинства ученых,
принадлежали члены религиозной общины, чьи рукописи, а затем и поселения были
обнаружены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Община эта обычно
называется в научной литературе кумранской (по имени местности Вади-Кумран, где
впервые случайно арабскими пастухами были найдены спрятанные в пещере рукописи).
Рукописям этой общины, описанию ее поселений, раскопанных археологами,
посвящена обширная литература. Наиболее полная характеристика всех аспектов,
связанных с кумранской общиной, содержится в книге И. Д. Амусина «Кумранская
община» (М., 1983) (Все приводимые в нашем издании цитаты из кумранских
документов даны в переводе И. Д. Амусина).
Члены этой религиозной общины, существовавшей во II в. до н. э. – I в. н.
э., удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они
|
|