|
приказал перебить всех младенцев мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился
ребенок, которому суждено стать царем иудейским. Избиение младенцев – эпизод не
исторический, но по приказанию Ирода действительно было уничтожено множество
людей, в том числе его жена и три сына. Узнав об этих казнях, римский император
Август сказал, что лучше быть «свиньей Ирода, чем его сыном». И тем не менее (а,
может быть, именно вследствие жестокости Ирода, которая внушала его подданным
страх и повиновение) Август покровительствовал Ироду. Ирод подчинялся Риму во
всех действиях, касающихся внешних сношений, все жители Иудеи должны были
приносить присягу на верность не только ему, но и императору Августу. Ирод
обложил население огромными налогами, конфисковал землю у своих противников и
раздал ее своим родственникам и приближенным.
Важным аспектом политики Ирода было строительство городов, которые
получали полисное устройство, т. е. управление по типу греческого,
существовавшего в других восточных провинциях. Характерны названия, которые
Ирод давал основанным им городам: Кесария (греч. передача слова «Цезарея»),
Себестея (по-гречески Себастос – Август). Население этих городов было смешанным,
там жили греки, иудеи, сирийцы. Ирод стремился включить свою страну в систему
Римской империи не только чисто политически, но и на уровне культуры и быта. Он
возводил дворцы, театры, термы (общественные бани, широко распространенные у
римлян). В некоторых городах были построены храмы, посвященные Августу. Но при
этом Ирод поддерживал иудейскую религию. Он начал грандиозную реставрацию
иерусалимского храма Яхве. Наглядным выражением «объединительной» тенденции
правления Ирода было использование в архитектуре дворцов, языческих храмов и
храма Яхве колонн античного типа с пышной коринфской капителью (Коринфская
колонна – тип колонны, появившейся в Греции в онце V в. до н. э. Верхняя ее
часть – капитель – украшена стилиованными листьями и завитками). Этот тип
колонн получил широкое распространение по всему Средиземноморью, он как бы
олицетворял единство этого мира под эгидой Рима. В архитектуре жилых домов
использовались непосредственно римские образцы. Появлялись многоквартирные дома
в несколько этажей (инсулы). Чужеземное влияние проникло в городах и в
повседневную жизнь: в одежде появились греко-римские элементы, правда главным
образом у мужчин, тогда как в женском костюме сохранялось восточное влияние.
В Палестине циркулировали самые разнообразные монеты. В I в. Иудея не
обладала правом чеканить серебряную монету; там имели хождение серебряные
монеты, которые чеканили некоторые города, а также, конечно, римские серебряные
денарии, которыми и уплачивалась подать Риму. Население Палестины говорило на
разных языках: большинство – на арамейском, одном из семитских языков, который
к этому времени стал основным языком областей Передней Азии, вытеснив из
разговорной речи более древние языки (в том числе и древнееврейский); широко
распространен был греческий, особенно в городах, находившихся за рекой Иордан
(союз этих городов, имевших полисное устройство, назывался Десятиградием).
Наряду с греко-римским влиянием в Палестине можно проследить и влияние
соседних восточных областей, прежде всего Египта.
В то же время среди греков и римлян, живущих в Палестине, проявлялся
интерес к иудейским обычаям и верованиям. Так, согласно преданию, в г.
Капернауме по инициативе римского центуриона (младшего командира) была
выстроена синагога. Иудаизм проник за пределы Палестины. Ходили слухи, что даже
жена Нерона – императрица Поппея – верила в иудейского бога.
Итак, можно говорить, что в известной мере в Палестине происходили те же
процессы, что и в других областях Римской державы. И эти процессы обостряли
имущественное и социальное расслоение. Богатые становились еще богаче, а бедные
– еще беднее. Жизнь в городах, которые пользовались самоуправлением и были
центрами ремесла и торговли, резко отличалась от жизни в маленьких городках и
сельской местности. В палестинских деревнях еще сохранялись традиции
коллективной собственности (каналы, мельницы), коллективной солидарности. Выкуп
из рабства братьев по вере считался важнейшей обязанностью религиозных общин.
Эта обязанность ложилась особенно тяжким бременем на бедные деревни.
Выше сказанным можно, видимо, в значительной степени объяснить тот факт,
что многие жители Палестины враждебно относились к городам, имевшим
самоуправление. Во время волнений были случаи нападения на эти города. Но и
среди основного населения Палестины не было единства: иудеи презирали жителей
области Галилея; галилеян считали склонными к мятежам, не слишком нравственными
людьми («разбойниками»), недостаточно образованными и недостаточно сведущими в
вопросах веры. В Галилее, по всей вероятности, не было постоянных школ для
законоучителей, там учили и проповедовали пришлые учителя (рабби). Галилеяне
говорили на арамейско-галилейском диалекте, и их сразу узнавали по акценту.
Особую область в центральной части Палестины составляла Самария. После
разрушения Израильского царства ассирийцами в конце VIII в. до н. э. эта
область была заселена переселенцами, которые смешались с остатками местного
населения. Хотя верования самаритян были близки иудаизму, иудеи не признавали
их единоверцами и сторонились их. Ирод заново отстроил Самарию. Он воздвиг там
храм, посвященный Августу.
Имущественные, социальные, этнические и религиозные противоречия
дестабилизировали обстановку в стране. Недовольство проримской позицией Ирода
переплеталось с недовольством его культурными новшествами: ведь основанные им
города становились средоточием язычества. Особенно сильно было недовольство в
Иудее и Галилее. Правление Ирода сопровождалось массовыми выступлениями, на
которые он отвечал массовыми репрессиями. Были случаи отказа выполнять его
распоряжения. Так, шесть тысяч человек, принадлежавших к течению фарисеев (об
этом течении будет сказано ниже), отказались принести присягу Ироду и Августу.
|
|