|
как и в учении кумранитов, прослеживается дуализм. Членам общины предписывалось
не продавать ничего «из своего тока и из своей давильни» иноплеменникам. Как и
у кумранитов, у членов этой общины был испытательный срок для желающих вступить
в нее, своя система наказаний (в частности, запрещение вести какие бы то ни
было хозяйственные дела с человеком, временно удаленным или совсем исключенным
из общины за провинность). По мнению И. Д. Амусина, устав кумранской общины и
Дамасский документ отражают различные сосуществовавшие локальные группы,
отличавшиеся по своим организационным принципам, но близкие друг к другу по
идеологии. Кумранская община была сообществом отшельников, пытавшихся
осуществить своего рода идеал; Дамасский документ отражает организацию людей,
живущих в обычных условиях.
Ессейское учение, как оно отражено в рукописях, открытых в районе
Мертвого моря, оказало большое влияние на формирование раннего христианства;
можно говорить и о влиянии организационном (с моей точки зрения, в этом
отношении большее влияние оказала община «дамасского» типа). Представление о
конце мира, о борьбе добра со злом, мессианизм, резкие выступления против
богатства, своеобразное переплетение учения о предопределенности богом всех
событий в мире и представления о свободе воли у человека, который может выбрать
путь спасения, – все это свойственно и ессейству и раннему христианству. В
раннехристианской литературе встречаются и самоназвания, соответствующие
кумранским: «сыны света», «нищие» и т. п. Резкое осуждение жертвоприношений в
христианстве также перекликается с отношением к этому обряду у кумранитов.
Исследователи отмечают многочисленные фразеологические и терминологические
совпадения между новозаветной и кумранской литературой (не говоря уже о самом
названии собрания христианских священных книг – Новый завет). Правда, нужно
отметить, что, сопоставляя кумранские материалы с христианскими в поисках
параллелей, мы наталкиваемся на разнохарактерность христианских свидетельств,
даже тех, что собраны в Новом завете, не говоря уже об апокрифах. Так, если в
Послании Иакова говорится о необходимости исполнения дел (т. е. требований
иудейского закона, который признавали и кумраниты), то в посланиях Павла
исполнение «дел закона» осуждается; вместо него выдвигается основной тезис
спасения через веру. Подобные примеры можно было бы умножить. Они показывают не
только сам факт наличия расхождений в христианском учении на раннем этапе его
существования, но и менее жесткую – по сравнению с учением кумранитов –
оформленность этого учения, что создавало возможность развития, впитывания
разных, в том числе противоречивых, идей и образов, а значит, и возможность
привлечения к новой религии значительно более широкого круга людей.
Разумеется, между христианством и ессейским учением были весьма
существенные различия, самыми главными из которых являлись вера христиан в уже
совершившийся приход мессии – Иисуса, отсутствие замкнутости первых
христианских общин, стремление к широкой проповеди. Отдельные места
новозаветных сочинений звучат как прямая полемика с кумранскими правилами:
«…Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать?»
(Мк. 4:21) или: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в
доме» (Мф. 5:14-15); та же мысль приведена в найденном в Египте уже после
второй мировой войны Евангелии от Фомы: «То, что ты услышишь твоим ухом,
возвещай это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника (и)
не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное место» (Здесь и дальше
отрывки из евангелий Фомы и Филиппа цитируются в переводе М. К. Трофимовой (см.
: Трофимова М. К. историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979, с. 163)).
Приведенные места, близкие друг другу не только по смыслу, но и по фразеологии,
по-видимому, восходят к наиболее древней христианской традиции. Можно думать,
что открытость христианской проповеди была одним из основных принципов, которые
с самого начала отличали группу последователей проповедника Иисуса из Назарета
от кумранской общины. В дальнейшем эти различия усиливались по мере развития
христианского вероучения, по мере его превращения в мировую религию. Но
кумранское учение, несомненно, оказало большое влияние на первых христиан, о
чем свидетельствуют не только совпадения в отдельных идеях и высказываниях, но
и сам факт полемики, прибегнуть к которой христиане сочли необходимым.
По справедливому замечанию И. Д. Амусина, кумранское учение сыграло
своего рода «посредническую роль» между ортодоксальным иудаизмом и
христианством. «В кумранской идеологии, – пишет исследователь, – впервые
пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством
индивидуальным…» (Кумранская община, с. 225).
Возникновение христианства
Положение в Палестине в I в. н. э. Кумранская община
При характеристике общего положения Римской империи в I в. н. э. была
намеренно обойдена одна из ее областей – Палестина. Поскольку не только
отдельные элементы вероучения первых христиан, но и их организация во многом
восходят к иудейским сектам, существовавшим в Палестине, обстановку в этой
стране следует рассмотреть особо.
В 63 г. до н. э. римский полководец Помпей, только что захвативший Сирию,
воспользовался внутренней борьбой в Иудее и ввел туда римские войска. Иерусалим
открыл ворота римлянам. Часть населения, не желавшая подчиниться им, захватила
Иерусалимский храм и в течение трех месяцев выдерживала осаду. Наконец римлянам
удалось ворваться в храм и уничтожить сопротивлявшихся. Иудея вошла в состав
Римского государства, она была присоединена к провинции Сирии, но сохранила
некоторое самоуправление. В конце I в. до н. э. правителем Иудеи был царь Ирод,
вызвавший своей жестокостью всеобщую ненависть. По христианской легенде, Ирод
|
|