|
равнозначно «дарам благоволения» (т. е. жертвам).
Целью кумранитов и всех их установлений была подготовка к решающей борьбе
«сынов света» с «сынами тьмы», которая должна будет кончиться победой «сынов
света». И. Д. Амусин выделяет следующие характерные черты религиозного учения
кумранитов: дуализм (представление о борьбе в мире двух начал – злого и
доброго); избранничество членов общины как «сынов света», предопределённое
божеством; вера в конец этого мира – эсхатологизм (от греческого слова
«эсхатос» – конец) и мессианизм – вера в приход божественного спасителя,
помазанника божьего. В книге «Кумранская община» И. Д. Амусин пишет: «Ожидание
мессии является выражением не только религиозно-мифологической идеи. Социальный
смысл и содержание мессианских чаяний заключаются в глубокой жажде перемен, в
мечте о переустройстве мира. В то же время это является свидетельством отчаяния,
вызванного сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и
социальную несправедливость на земле» (с. 162).
В этих представлениях о конце мира, о суде божьем, которому подвергнутся
нечестивые, о посреднике между богом и людьми особое место занимает почитание
основателя общины – «учителя праведности». Этот человек, по мнению большинства
ученых, реально существовал; согласно кумранским документам, против него
выступил «нечестивый жрец». Попытки ученых отождествить эти фигуры с
конкретными историческими лицами пока не увенчались успехом. Наиболее
распространено мнение, что «учитель праведности» жил во II в. до н. э. Он
создал учение кумранской общины. После его смерти произошла, как это обычно
бывает в новых религиозных течениях, мифологизация его образа. Ему придавались
особые черты: в кумранских рукописях, например, говорится, что учитель знал
истину «непосредственно из уст бога». Кумраниты ставили основателя своей общины
выше ветхозаветных пророков, поскольку он (учитель) мог истолковывать все тайны,
содержащиеся у пророков (одним из специфических жанров кумранской литературы
были комментарии к древним пророчествам, которые кумраниты истолковывали в духе
своего учения и как указания на современные им события). Преданность заветам
«учителя праведности» должна спасти его сторонников во время последнего суда.
Не исключено, что кумраниты верили в возможность воскресения «учителя» и его
возвращения на землю.
Кумраниты требовали от всех членов общины строжайшего соблюдения
организационных и вероучительных установлений. За любое нарушение полагались
наказания: сокращение пищевого рациона, временное отлучение, изгнание из общины.
Общаться с изгнанными также строжайше запрещалось: если такое общение
произошло у какого-либо члена общины случайно, он не мог участвовать в общих
советах; если сознательно – изгонялся навсегда. Изгнанием наказывалось
недовольство организационными основами общины, отход от вероучения. Если
человек, «дух которого дрогнул», раскаивался, то он все равно нес наказание, но
более мягкое: отлучение на один год и ущемление в правах на второй (так, во
время трапез он обязан был сидеть позади всех членов общины). Таким образом,
ясно видно, что для поддержания своей замкнутости и исключительности общине
приходилось прибегать к жестким дисциплинарным мерам. Осуществление внутри
общины принципа примитивного равенства могло происходить только в полной
изоляции от окружающего мира, где люди были разделены на рабов и свободных, на
богатых и бедных, на людей, стоящих у власти, и подчиненных им; от мира, где
многочисленные проповедники провозглашали единственно истинным каждый свое
учение, где люди разных народностей и разных убеждений непрерывно смешивались и
разделялись. Однако, чтобы осуществить такую изоляцию, к которой стремились
основатели кумранской общины, недостаточно было удалиться в пустыню. Нужно было
подавить в ее членах приверженность старым традициям, изменить их социальную и
индивидуальную психологию. Разработанная система наказаний показывает, как
нелегок был этот процесс.
Люди, недовольные своей жизнью, не видящие выхода, шли к кумранитам.
Римский писатель Плиний Старший сообщал об ессеях (разновидностью которых и
была кумранская община): «Изо дня в день число их увеличивается благодаря
появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к
обычаям ессеев» (Естественная история, V, 17, § 73). Но стремясь осуществить
равенство, кумраниты на деле отказывались от него, требуя беспрекословного
повиновения старшим; стремясь к воспитанию личной ответственности каждого
человека, к высокой духовности религиозного культа, они подавляли личность и
требовали соблюдения своего ритуала не менее, если не более, жестко, чем
фарисеи требовали соблюдения ритуала ортодоксального иудаизма. В этом было
глубокое противоречие кумранской общины. Хотя влияние, оказанное кумранитами на
религиозное учение первых христиан, было очень велико, но сами кумраниты не
смогли выйти за пределы своей секты.
Правда, не все ессейские общины, в том числе и близкие к кумранской, были
столь же изолированы. Среди рукописей, обнаруженных в Кумране, имеется так
называемый Дамасский документ, судя по которому условия жизни других сектантов
ессейского толка отличались от условий жизни кумранской общины. Члены секты,
чья организация отражена в Дамасском документе, не обобществляли свое имущество,
у них было индивидуальное хозяйство, а у некоторых и рабы (в Дамасском
документе сказано: «Пусть никто не принуждает раба своего, и рабыню свою, и
наемника своего работать в субботу»). В секте, жившей по этим правилам, был
общий фонд, созданный из отчислений двухдневного заработка, средства из
которого раздавались беднякам, сиротам, старикам, а также предназначались для
людей, находящихся «в плену у чужого народа». Но наряду с различиями между
двумя группами были и черты сходства: сектанты Дамасского документа тоже
выступали против фарисеев, их община также называлась «Новым союзом»; в учении,
|
|