|
священных книг, извлекая из них и формулируя нормы, пригодные для условий
современной им общественной жизни. Фарисеи признавали воскресение мертвых,
загробное воздаяние, что отвергалось саддукеями. Среди фарисеев тоже не было
единства. Некоторые фарисеи выступали за скрупулезное соблюдение всех внешних
норм поведения, за что и заслужили упреки в лицемерии и ханжестве (не только в
христианской, но и в талмудической литературе). Социальный состав фарисеев был
неоднородным, в основном это были средние слои по достатку и занятиям (торговцы,
ремесленники, учителя в синагогах).
В конце I в. до н. э. – начале I в. н. э. сложилось крайне радикальное
движение зелотов и сикариев (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую
борьбу с Римом и со своей собственной знатью (сикариями был убит первосвященник
Ионатан). Зелоты и сикарии были теми группировками, которые приняли наиболее
активное участие в I Иудейской войне – мощном антиримском восстании 66-70 гг.
Они в основном состояли из представителей низов населения и деклассированных
элементов; во время Иудейской войны к ним присоединились и рабы.
Кроме перечисленных групп в Палестине I в. н. э. было большое количество
бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии
(«машши-ах») – помазанника божия, который освободит народ и станет истинным
«царем иудейским». Имена некоторых из них упоминает иудейский писатель I в. н.
э. Иосиф Флавий. Бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы он обещал
освобождение. Один проповедник сменялся другим. То восторженная толпа шла за
человеком по имени Февда, который утверждал, что воды реки расступятся перед
ним, а те, кто пойдет за ним, обретут спасение. То в Самарии какой-то человек
призывал людей собраться вокруг него на горе: он тоже мессия и поможет
сокрушить господство римлян. То проповедник, пришедший из Египта (согласно
Новому завету, за него потом приняли апостола Павла), хотел с толпой захватить
Иерусалим. Римляне бросали на толпу военные отряды, которые топтали, били,
кололи всех этих пророков и их последователей.
Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация
которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это ессеи, о
которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии,
римский писатель Плиний Старший) и к которым, по мнению большинства ученых,
принадлежали члены религиозной общины, чьи рукописи, а затем и поселения были
обнаружены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Община эта обычно
называется в научной литературе кумранской (по имени местности Вади-Кумран, где
впервые случайно арабскими пастухами были найдены спрятанные в пещере рукописи).
Рукописям этой общины, описанию ее поселений, раскопанных археологами,
посвящена обширная литература. Наиболее полная характеристика всех аспектов,
связанных с кумранской общиной, содержится в книге И. Д. Амусина «Кумранская
община» (М., 1983) (Все приводимые в нашем издании цитаты из кумранских
документов даны в переводе И. Д. Амусина).
Члены этой религиозной общины, существовавшей во II в. до н. э. – I в. н.
э., удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они
исповедовали иудаизм, но считали, что жречество осквернило Иерусалимский храм
нечестием, исказило божественное учение. Именно поэтому кумраниты порвали
отношения с храмом и стали называть себя «Новым союзом» (или «Новым заветом»),
поскольку старый союз с богом, старый завет, был, по мнению кумранитов, нарушен
сторонниками ортодоксального иудаизма. Два других самоназвания общины,
встречающиеся в кумранских рукописях, – «община нищих» или просто «нищие» –
отражали ее социальный состав и отношение к богатству членов общины. Следует
отметить, что слово «эвйоним» («нищие») употреблялось впоследствии в качестве
самоназвания некоторыми ранними христианскими группами, не порывавшими еще с
иудаизмом. Кумраниты называли себя также «сынами света» – в противоположность
«сынам тьмы», к которым они причисляли все остальное человечество, а также
«простецами», «немудреными» в отличие от профессиональных законоучителей,
фарисеев, которые брали на себя смелость толковать законы и предписания
священных книг. Уже из этих самоназваний вырисовывается организация,
оппозиционная взглядам, господствующим в окружающем кумранитов обществе.
Кумраниты жили, как уже говорилось, замкнутой общиной, для которой
характерны были общность имущества, обязательный труд всех членов общины,
совместные трапезы, изучение религиозных текстов. Вступить в общину было трудно.
Желавшие это сделать проходили испытательный срок в течение двух лет. По
истечении этого срока общее собрание выносило решение о принятии кандидата в
общину. Новый член передавал общине «все знание, труд и имущество» (в уставе
общины прямо сказано, что принятие нового члена сопровождается смешением его
имущества с имуществом общины). Члены общины избегали общаться с окружающим
миром: они должны были, согласно уставу, «отделиться от людей кривды». Жизнь
кумранитов была строго регламентирована: большую часть времени они должны были
работать, участвовали в общих трапезах, а «треть ночи» отдавали изучению
священных текстов. В общине существовали ритуальные омовения; причем важной их
особенностью было требование предварительного духовного очищения – внутреннего
покаяния (черта, которая затем будет ярко выражена в раннем христианстве).
Вообще для кумранской общины, как, по-видимому, и для всего ессейского движения,
было характерно стремление сделать культ менее формальным, более духовным. В
частности, это относится к вопросу о жертвоприношениях. Согласно
ортодоксальному иудаизму, жертвы Яхве должны приноситься только в Иерусалимском
храме. Разрыв членов кумранской общины с храмом не только сделал, таким образом,
невозможным для ее членов жертвоприношения, но и заставил кумранитов
пересмотреть свое отношение к самому обряду. Для кумранитов «дух святости»
важнее, чем «мясо всесожжений и чем жертвенный жир», а «совершенство пути»
|
|