Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
жили первые христиане, психологию тех людей, которые проповедовали новое учение 
и которые его принимали. В этой главе я постараюсь раскрыть перед читателем 
историческую обстановку зарождения христианства.
      Итак, время и место действия: Римская империя немногим менее двух тысяч 
лет тому назад, в I в. н. э. Империя эта включала в себя фактически все 
Средиземноморье; ее границы в Западной Европе проходили по Рейну и Дунаю; 
римские легионы достигли Британии. Все области, находившиеся вне Италии, 
считались провинциями, покоренными землями («провинция есть собственность 
римского народа», провозглашали победители), они управлялись наместниками, в 
них стояли гарнизоны римских солдат.
      Разные страны и народы, покоренные Римом в течение III-I вв. до н. э., 
находились на самых различных уровнях социально-экономического и культурного 
развития: были области, где еще существовали родо-племенные отношения; в состав 
державы входили греческие города-полисы, имевшие длительную традицию 
самоуправления, культурные достижения которых во многих областях превосходили 
уровень победителей; в I в. до н. э. римляне покорили Переднюю Азию и Египет. 
Управлять всеми этими народами и странами, держать их в повиновении было делом 
трудным, тем более что в процессе завоеваний менялась социальная структура 
самого римского общества, обострялись его внутренние противоречия.
      I в. н. э. был временем становления новой политической формы – империи, 
выработки системы стабильных отношений между Римом и провинциями; этот век 
характеризуется поисками и в области экономической (переход к более широкому 
использованию труда арендаторов-колонов вместо рабов), и в области духовной. 
Вся совокупность процессов, происходивших в этот период, способствовала 
появлению, а затем и распространению христианства на территории Римской империи.
 Постараемся представить себе эти процессы более конкретно.
      Возникновение империи
      Рим, подчинивший себе Италию, а затем и все Средиземноморье, представлял 
собой первоначально сравнительно небольшое государственное образование – 
античную гражданскую общину: объединение свободных людей, пользовавшихся 
определенными экономическими и политическими правами: правом владеть землей, 
участвовать в управлении (выбирать должностных лиц, принимать законы в народном 
собрании и т. п.); граждане обязаны были с оружием в руках защищать свой город; 
служение гражданской общине (римляне называли ее civitas) считалось почетным 
долгом: в Риме выборные должности не оплачивались, сам факт занятия такой 
должности должен был восприниматься как награда достойному гражданину. Вне 
гражданской общины находились рабы и чужаки (в данном случае неримляне). 
Разумеется, единство гражданской общины было лишь идеалом: экономическое 
развитие, прежде всего развитие товарно-денежных отношений, приводило к росту 
экономического неравенства, к сосредоточению власти в руках небольшой группы 
граждан, к усилению социальной борьбы внутри гражданского коллектива. Римские 
завоевания резко усилили все эти противоречия. Войны и ограбление провинций 
привели к накоплению богатств в руках отдельных лиц; в Рим постоянно шел приток 
дешевых рабов из всех стран Средиземноморья. В то же время длительные военные 
походы надолго отрывали крестьян от земли, способствовали их разорению. Древний 
историк Аппиан так характеризовал обстановку II в, до н. э.: «Расположенные 
поблизости от принадлежащих им (т. е. богатым землевладельцам) небольшие 
участки бедняков богатые отчасти покупали у них с их же согласия, отчасти 
отнимали силою… При этом богатые пользовались в качестве рабочей силы покупными 
рабами…» Обезземеливание крестьян приводило к выступлениям против крупных 
землевладельцев, скопление и усиление эксплуатации рабов – к рабским восстаниям 
(самым крупным из которых было восстание рабов под предводительством Спартака в 
74-71 гг. до н. э.).
      Покоренные Римом народы при малейшей возможности стремились освободиться 
от власти римлян. Когда в 88 г. до н. э. Митридат, царь небольшого 
полузависимого от Рима малоазийского государства Понт, решился выступить против 
римлян, его поддержало почти все население римских владений в Малой Азии: в 
один день было перебито 80 тысяч римлян. Многие города Греции присоединились к 
Митридату и провозгласили отделение от Рима. В 70-х годах до н. э. вспыхнуло 
восстание в Испании…
      Фактически начиная с 30-х годов II в. до н. э. и по 30 г. до н. э. в 
римском государстве шла непрерывная борьба: восстания, волнения, драки на 
площадях Рима и, наконец, борьба полководцев друг с другом за захват власти. 
Это был период, вошедший в историю под названием гражданских войн.
      Римские органы власти не могли справиться с социальным и политическим 
кризисом. Реальная власть сосредоточивалась в руках небольшой группы римских 
граждан, из которых выбирались должностные лица (порой с помощью подкупа) и 
которые затем – после окончания установленного для данной должности срока – 
заседали в сенате, самом важном органе управления в Риме. Членство в нем было 
пожизненным. Сенаторы назначали наместников в провинции, и они же разбирали 
жалобы провинциалов на злоупотребления этих наместников. Сенат представлял 
интересы весьма узкой прослойки господствующего класса огромной державы. Это 
была олигархия, внутри которой велась борьба за влияние, за «лучшее» 
наместничество и т. п. Органы власти в Риме не были приспособлены к управлению 
государством, сложившимся в результате завоеваний: там не было постоянного 
административного аппарата, ответственного перед центральной властью; 
наместники провинций, за редким исключением, думали только о своем обогащении. 
Народные собрания в Риме не имели действенных средств контроля за сенатом и 
должностными лицами. Да и сама форма собраний, когда постановления принимались 
не всеми гражданами, а только теми, кто сумел на это собрание прийти (т. е. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-