|
указывается: "Имеются и такие, которые вредят жизни набожных чародействами и
совращают сердца женщин ко греховным утехам. Такие преступники бросаются на
растерзание диким зверям" (Cod. с. I. multi). Законы предписывают далее,
чтобы каждый допускался к возбуждению обвинения этих преступников, как это и
находим в каноне с. in favorem fidei, lid 6 de haeresi. Там говорится: "К
подобному обвинению допускается всякий, как и при обвинении в оскорблении
величества". Ведь эти преступники оскорбляют до известной степени божеское
величество. Они также должны пройти через предварительное следствие. Никакое
положение и сан не могут защитить от этого. Чье преступление доказано, но
кто, несмотря на это, отрицает свою вину. тот предается пыткам. Его тело
разворачивается железными пыточными когтями, и он терпит, таким образом,
соответствующее наказание за свои проступки (Cod. с. I, I si ex etc). Прежде
такие преступники предавались двоякому наказанию: смертной казни и
разрыванию тела пыточными когтями или выбрасыванию на пожирание диким
зверям. Теперь же они сжигаются, потому что эти преступники - женщины.
Всякое содействие им запрещено. В законе говорится: "Эти преступники не
должны переступать порога чужого дома: кто их впустит, тому грозит сожжение
имущества. Никто не имеет права их принимать и давать им советы. Виновные в
этом ссылаются, и их имущество конфискуется". Здесь наказанием за помощь
ведьмам служат изгнание и конфискация имущества. Когда проповедники
оповещают народы и властителей земли об этих наказаниях, ими делается против
ведьм больше, чем всякими другими ссылками на писания. Кроме того, законы
благоприятствуют тем, кто работает против ведьм. Смотри сочинения
вышеуказанных канонистов: "Те же, которые защищают труд людей от уничтожения
бурей и градом (насланными ведьмами), заслуживают не наказания, а
вознаграждения". Каким образом можно воспрепятствовать этому вредительству,
об этом мы скажем после. Нельзя отрицать все здесь сказанное или
легкомысленно противоречить сему, не возбудив против себя обвинения в ереси.
Пусть каждый решит, извиняет ли его незнание. Какое же незнание служит
основанием для извинения, об этом мы сейчас и поговорим. Из всех предпосылок
следует заключить, что католично и правоверно утверждение, что существуют
ведьмы, которые с помощью дьявола в силу заключенного с ним договора и с
божьего попущения могут совершать чародейства, что не исключает, однако, и
того, что они способны морочить народ разными иллюзиями и обманом чувств.
Вследствие того, что настоящий труд затрагивает реальные чародейства,
значительно отличающиеся от воображаемых, то говорить о последних мы не
будем. Ибо показывающие эти последние искусства называются вернее
кудесниками и волхвами, а не ведьмами. Как первое, так и два других раньше
указанных лжеучения ищут свое основание в словах канона. Первое из них
подрывает свою правильность уже тем, что противоречит словам священного
писания. Выявим же здравый смысл канона и начнем с разбора лжеучения,
гласящего, что средство, которым пользуются ведьмы,- фантастично, а внешний
эффект - реален. Здесь надо заметить, что существует 14 главных видов
суеверия, привести которые нам время не позволяет. Они подробно указаны у
Исидора Севильского ("Этимология" 8) и у Фомы (II, 2, 92). Мы о них упомянем
ниже, когда будет речь о значении этой ереси и именно при разборе последнего
вопроса этой первой части. Тот вид, к которому надо причислить вышеуказанных
женщин, называется пифонами; через их посредство дьявол говорит или
совершает чудодейства. Часто этот вид ставится на первое место. Ведьмы же
относятся к виду колдунов (malifici). Они весьма различны, и нет
необходимости тех, которые относятся к одному виду, причислять также и к
другому виду. Канон говорит только о вышеуказанных женщинах, а не о ведьмах.
Кто распространяет сказанное там на все виды суеверия, тот неверно понимает
канон. Если эти именно женщины действуют только в воображении, то это не
значит, что все ведьмы действуют таким же образом. Еще более искажается
смысл канона теми, которые делают выводы, будто только в воображении они
могут обворожить и наслать порчу или болезнь. Эти лжеучители заслуживают тем
большего порицания, что они признают внешнее действие, а именно действующего
демона и действительную болезнь, но отрицают посредствующее орудие в лице
ведьмы, тогда как средство всегда имеет свою долю участия в действии. Здесь
не помогает также утверждение, что фантазия является чем-то реальным. Ведь
фантазия, как таковая, ничего не может достигнуть и при махинации демона не
может быть использована. Даже при заключении договора с дьяволом, в каковом
договоре ведьма отдается и обязывается на служение полностью и искренно и в
действительности фантазия и воображение не играют значительной роли. Для
исполнения договора ведьме необходимо телесно сотрудничать с дьяволом, а не
в воображении. Ведьма и колдун употребляют при порче реальные, а не
воображаемые средства: злой глаз, заклинания, завороженные предметы,
подкладываемые под порог дома, и т. д. Кроме того, если внимательно
просмотреть текст канона, то можно найти там многое, что проповедники и
священники должны энергично проповедывать в своих церквах народу. Во-первых:
никто не должен верить, что, кроме бога, есть еще другое высшее и
божественное существо. Во-вторых: скакать верхом с Дианой или с Иродиадой
означает нечто иное, как скакать вместе в дьяволом, который лишь принял
другой облик. В-третьих: такая езда - плод игры воображения, когда дьявол
настолько овладел умом поддавшегося ему человека, что он принимает фантазию
за действительность. В-четвертых: поддавшиеся ему люди должны ему во всем
подчиняться. Поэтому нелепо распространять вышеуказанные слова канона на
поступки ведьм вообще, так как существуют различные виды чародейства. Вопрос
о том, могут ли колдуны переноситься по воздуху действительно или только в
|
|