|
могут пятью способами причинять людям ранения и обладать ими. Когда это
происходит с помощью ведьмы, то это более оскорбляет Всевышнего. К тому же
ему дается большая власть, когда он действует через ведьму на людей. Вот
пять способов, нанесения ранений человеку демоном и обладания человеком: 1)
ранения тел, 2) ранения тел и внутренних сил, 3) искушения внешние и
внутренние, 4) лишение рассудка на некоторое время, 5) превращения людей в
подобие неразумных животных. Прибавим здесь вскользь, что временами демоны
причиняют людям беспокойства и через внешние мирские блага. Прежде чем мы
будем говорить подробнее об этих пяти видах, мы рассмотрим пять оснований
попущения богом одержимости, а именно: 1) большая личная заслуга, 2) чужой
легкий проступок, 3) личный простительный проступок, 4) чужой тяжкий грех,
5) личный большой проступок. Эти же основания служат причинами одержимости с
помощью ведьм. Не будет бесполезным привести примеры из Писания и из
происшествий прошедшего времени - ведь новое находит свою опору в старом.
Относительно первого вида говорится в "Диалогах" Севера, знаменитейшего
ученика святого Мартина. Там мы читаем об одном священнике набожнейшего
образа жизни, который обладал даром изгнания бесов в такой степени, что они
спасались бегством не только от его слова, но и от его писем и телодвижений.
В миру он обладал большой известностью и стал искушаем тщеславием. Хотя он и
оказывал этому пороку мужественное сопротивление, однако, он все же просил
бога для достижения большего смирения вселить в него на 5 месяцев беса, что
и случилось. Его надо было тотчас же связать и пользоваться всеми теми
средствами, которые употреблялись против одержимых. По истечении пяти
месяцев он освободился как от демона, так и от тщеславия. Ни в коем случае
нельзя себе представить, чтобы по указанному основанию кто-либо через
околдование ведьмой стал бы одержим нечистым духом. Нигде мы не читали,
чтобы подобное когда-либо происходило. Однако пути Господа неисповедимы. Что
касается второго вида одержимости из-за чужих мелких проступков, то у
Григория Великого имеется пример из жизни святого аввы Елевферия, простого
скромного человека. Однажды он остановился переночевать вблизи женского
монастыря. В его келью поместили без его ведома маленького мальчика,
которого каждую ночь беспокоил бес. После ночи, проведенной в келий святого,
демон покинул мальчика. Когда указанный авва узнал об этом, то поместил
мальчика в свой монастырь. Некоторое время спустя авва сказал своей братии,
неумеренно радуясь освобождению мальчика от злого духа: "Черт только
подшутил над сестрами того монастыря, около которого жил мальчик. Он вряд ли
был одержимым". Когда авва отправился на богослужение, то он заметил, что
указанный мальчик не пришел. Мальчика снова стал мучить бес. Лишь слезами и
молитвою аввы и братии удалось в тот же день вновь изгнать нечистого из
ребенка. Если невинный становится одержимым вследствие легкого чужого
проступка, то нет ничего удивительного в том, что и из-за собственного
простительного или из-за чужого тяжкого греха люди становятся одержимыми
бесами по наущению ведьм. Относительно одержимости, возникшей из-за своей
собственной вины, нам сообщает Кассиан ("Собеседование аввы Серена",1)
следующее: "Авва Моисей, единственный и несравнимый ни с кем муж, был
наказан за свою резкую речь, произнесенную им в пустыне в споре против аввы
Макария. В него вселился свирепый бес, под влиянием которого одержимый клал
себе в рот человеческие испражнения. Надо думать, что это наказание бог
потому наложил на авву Моисея, чтобы в нем не осталось и следа греха одного
мгновения. Это явствует из его чудесного исцеления. Непрестанной молитвой в
смирении, которую творил Макарий, он скоро был освобожден от беса". Подобное
сообщается также Григорием Великим в его первом "Диалоге", где он говорит об
одной монахине, поевшей салату, предварительно не перекрестившись, и ставшей
поэтому одержимой, но излеченной святым отцом Эквицием. Относительно
четвертого вида одержимости, а именно насланной за чужой тяжкий грех, святой
Григорий Великий повествует там же следующее: однажды святой епископ
Фортунат изгнал беса из больного. Изгнанный бес этот начал затем ходить по
улицам города в образе паломника и кричать: "О, святой муж, о, епископ
Фортунат! Смотрите, меня, паломника, он выгнал из странноприимного дома, и я
не знаю куда голову преклонить". Один человек, сидевший за столом с женой и
сыном, пригласил паломника разделить с ним трапезу. Когда он спросил о
причине изгнания и услышал всякую ложь, взводимую на епископа, он радовался
оклеветанию святого человека. Тогда черт вселился в сына этого злого отца,
бросил его на горящие угли и изгнал его душу. Лишь тогда понял бедный отец,
кого он пригласил к себе за стол. Что касается пятого вида одержимости, то
мы черпаем данные из Священного Писания и из житий святых. Так Саул,
оказавший богу неповиновение, стал одержимым (1 кн. Царств, 15). Обо всем
этом мы говорили для того, чтобы никому не представлялось невозможным, что
некоторые могут через ведьм и по их наущению становиться одержимыми. Мы
приведем один пример. Во времена папы Пия II, перед поступлением на
должность инквизитора, с одним из инквизиторов, пишущих эту книгу, произошел
следующий случай: некий чех из города Дахова привез своего сына, священника,
одержимого злым духом, в Рим для излечения. Один из пишущих эту книгу
встретился с ними обоими за трапезой в гостинице. Во время трапезы,
разговаривая с соседями, отец часто вздыхал и выражал свое желание, чтобы
бог помог ему добиться успеха в излечении сына. Полный сострадания к отцу, я
начал допытываться о причине поездки и его печали. На это отец отвечал,
говоря через голову своего сына, сидевшего между мною и им: "Ах, мой сын
одержим. Я привез его сюда для излечения, невзирая на все затруднения и
издержки". Я спросил тогда, где же этот сын, отец указал мне на моего соседа
|
|